Версия для печати

Груздева Е. Н. Пушкинский Дом: обретение собственного дома (по документам СПФ АРАН)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-03-00290


Пушкинский Дом: обретение собственного дома

(по документам СПФ АРАН)

 

Идея создать музей, посвященный русской литературе пушкинской эпохи, родилась в кругу петербургской научной и литературной интеллигенции в 1905 г. К 1907 г. она оформилась в программу целого «Дома имени Пушкина» - «своего рода литературного Пантеона русской словесности XIX века» (СПФ АРАН. Р. IV. Оп. 6. Д. 101. Л. 7). Новое учреждение взяла под свое покровительство Академия наук, а ее президент великий князь Константин Константинович - поклонник поэзии А. С. Пушкина - возглавил его руководящий Совет. Общественность поддержала культурное начинание и на имя Пушкинского Дома стали поступать пожертвования и подарки: книги, письма, личные и бытовые вещи писателей, изобразительный материал. Начали формироваться мемориальные коллекции.

Однако у литературного Пантеона не было помещения, и все его богатства хранились в ящиках и сундуках на чердаке и под лестницей в главном здании Академии наук. Конференция АН, выделила 4 проходные комнаты, где можно было разместить библиотеку и часть материалов, а в вестибюле и на парадной лестнице в 1913 г. была организована первая выставка из собраний Пушкинского Дома. Она простояла всего лишь год, так как начавшаяся летом 1914 г. Первая мировая война потребовала освободить помещения под военный госпиталь, и музейное имущество пришлось свернуть.

В 1918 г. Пушкинский Дом вошел в число научных институтов Академии наук и после закрытия в главном здании госпиталя занял Большой конференц-зал и его аванзалы на втором этаже (см. илл. 1). В аванзалах разместились витрины с мемориальными вещами, портреты, шкафы с книгами, рукописями и рабочими материалами. А парадный зал Академии наук стал хранилищем фондов, коллекций и мебели Пушкинского Дома. По воспоминаниям сотрудников, зал был «похож на какой-то грандиозный склад. У окон на невысокой подставке вздымается скелет гигантского мамонта, диплодока. Между его ног за крохотным золотым столиком, точно сбежавшим из гостиной madame de Pompadoure, в золотом шелковом креслице» работал кто-то из пушкинодомцев. Рядом стояли «стол Достоевского и кресло Полонского. Здесь все мемориальное!» (СПФ АРАН. Р. IV. Оп. 1. Д. 1134. Л. 162-163).

Литературному институту и музею подыскивали помещение. Создатели «Дома имени Пушкина» в середине 1900-х гг. считали, что Музей должен иметь в своем распоряжении «двухэтажное здание в стиле Empire, длиною по фасаду 48 сажен и шириною 12 сажен. При этом в верхнем этаже должны помещаться 10 зал для коллекций Дома, а в нижнем этаже - один большой зал, предназначенный для публичных заседаний, литературных лекций, собраний и т. под., два зала для выставок, кабинеты для занятий научного персонала Дома и, наконец, службы» (СПФ АРАН. Р. IV. Оп. 6. Д. 101. Л. 8об). В районе Стрелки Васильевского острова, где располагалась большая часть академических учреждений, наиболее подходящим показалось небольшое строение на Тифлисской ул., д. 1 - уцелевшая малая часть разобранного в начале века Старого таможенного гостиного двора (см. илл. 2). Ничего общего с начертанным образом это здание не имело, разве что было двухэтажным. Его по-прежнему использовали под склады и этому осколку XVIII века требовался серьезный ремонт. Было ясно, что переселение в него Пушкинского Дома будет возможно не раньше, чем через несколько лет.

Для устройства периодических историко-литературных выставок и открытых научных собраний Пушкинский Дом в 1919 г. получил особняк С. С. Абамелек-Лазарева на Миллионной улице (ул. Халтурина), д. 22. Это был «прелестный двухэтажный дворец красного цвета с серыми мраморными колоннами. А какие интерьеры! Залы гобеленовые, шелковые, ситцевые! Внутренними переходами он соединялся с дворцом на Мойке ("голубой и белый в медальонах дом", как писал Всеволод Рождественский). В этом здании стали устраивать выставки, вечера» (СПФ АРАН. Р. IV. Оп. 1. Д. 1134. Л. 165-166).

Во дворце на набережной реки Мойки, д. 21 Пушкинский Дом соседствовал с близким ему по роду деятельности учреждением - Домом-музеем Л. Н. Толстого. Толстовский музей возник в 1911 г., вскоре после смерти писателя. Первые годы он существовал на частных квартирах на Васильевском острове, а в 1919 г. был принят «на вечное хранение» Академией наук и организационно присоединен к ее Библиотеке. Поскольку свободных помещений у Библиотеки не было, Толстовскому музею были выделены временные помещения на Мойке - в одном квартале с абамелековским особняком.

В здании на Тифлисской улице еще продолжался ремонт, когда в 1922 г. пушкинодомцы начали постепенно перевозить свое имущество. Первый этаж (еще не отремонтированный) занимали кладовые, литературные коллекции размещали на втором этаже. Постепенно перебралась библиотека, рукописное отделение разместилось в длинной галерее вдоль задней стены здания. В трех залах собрали музейную экспозицию по истории русской литературы XVIII в. и пушкинской эпохи, перевезли драгоценную личную библиотеку Пушкина, для которой раздобыли стильные старинные шкафы XIX века (см. илл. 3). «На площадке лестницы был организован "флиртуар", т. е. место для приема посетителей, стоял диван, кресла» (СПФ АРАН. Р. IV. Оп. 1. Д. 1134. Л. 179). Но уже с первых дней было ясно, что помещение для продолжавшего быстро разрастаться музея слишком малó.

В 1924 г. вместо абамелековского особняка Пушкинскому Дому для экспозиции были предоставлены прекрасные залы с окнами на Малую Неву в академическом здании на Тучковой набережной (д. 2а). Там к 200-летнему юбилею Академии наук (ноябрь 1925 г.) в десяти залах был развернут литературный музей, посвященный российской словесности от Гоголя до начала ХХ в. (см. илл. 4). Толстовский музей получил в том же здании 12 залов и смог выставить все свои экспонаты, вплоть до тарантаса (см. илл. 5).

В 1925 г. Пушкинский Дом добился передачи ему последней квартиры А. С. Пушкина на наб. реки Мойки, д. 12, которую удалось расселить. Там был задуман «музей историко-литературного и бытового характера»: о жизни и творчестве поэта, о его последних днях и роковой дуэли (см. илл. 6).

Однако Пушкинскому Дому для нормальной работы было необходимо большое помещение, в котором разместились бы все его отделы. Здание Старой морской таможни (Тучкова набережная, д. 2) - трехэтажное, построенное в 20-е годы XIX в., с анфиладами просторных комнат, высокими потолками, большими окнами на Малую Неву, парадной лестницей и нарядным актовым залом - как нельзя лучше подходило для литературного музея и научного института (см. илл. 7). Почти два года пришлось хлопотать о передаче здания Пушкинскому Дому, и осенью 1927 г. наконец было получено разрешение занять свободные помещения на 1 и 2 этажах (см. илл. 8). Постепенно Пушкинский Дом стал полновластным хозяином здания (см. илл. 9), фасад которого сегодня известен во всем мире как одна из визитных карточек Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Использованная литература:

- Пушкинский Дом при Российской Академии Наук: Исторический очерк и путеводитель. Л., 1924.

- Баскаков В. Н. Пушкинский Дом. Л., 1988.

- Мастеница Е. Н. Забытые истории петербургских музеев. Толстовский музей в Петербурге - Петрограде - Ленинграде // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 2: От Музея Старого Петербурга к Государственному музею истории Санкт-Петербурга. СПб., 1997. С. 187-198.

- Измайлов Н. В. Воспоминания о Пушкинском Доме. 1918-1928 гг. / Публ. Н. А. Прозоровой // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1998-1999 гг. СПб., 2003. С. 272-346.

- Пушкинский Дом. Материалы к истории. 1905-2005. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005.

- Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район / Под ред. Б. М. Кирикова. СПб.: Изд. дом «Коло», 2006.


К списку книг