Версия для печати

Груздева Е. Н. Академия наук: 100 лет во дворце… (по документам СПФ АРАН)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-03-00290


Академия наук: 100 лет во дворце...

(по документам СПФ АРАН)

 

Академия наук в России была создана по воле и по замыслу Петра I. Именной указ императора об учреждении «Академии Наук и Художеств» был объявлен 28 января 1724 г. Однако через год император умер. Екатерина I продолжила дело Петра Великого, подписав 7 декабря 1725 г. указ «О заведении Академии Наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста».

К тому времени уже несколько лет шла работа по созданию в России Академии: приглашались известные иноземные ученые, приезжающие размещались в арендованных домах и в казне изыскивались средства на их содержание. Академии наук Петр I завещал свою библиотеку и коллекцию редкостей - «кунст-камору». От ученых требовалось «науки в лучший цвет привесть», проводить регулярные научные заседания, обучать наукам российскую молодежь и читать публичные лекции «для просвещения народного».

С первых же месяцев существования Академии стало ясно, что для ее научной и преподавательской деятельности будет удобнее, если все академические учреждения будут располагаться рядом. В 1725 г. предприняли попытку занять для нужд Академии несколько соседних домов на набережной Городского острова (см. илл. 1). Но от них далеко и неудобно было добираться до библиотеки и кунсткамеры, находившихся в Кикиных палатах на другом берегу Невы, да и помещений в академических домах оказалось недостаточно.

Поскольку библиотека и кунсткамера должны были со временем переехать в особое здание на Васильевском (тогда Преображенском) острове, строительство которого начали еще в 1717 г., то весьма удобным было бы разместить рядом и другие учреждения Академии. На соседнем участке, ближе к мысу Васильевского острова, в 1720-е гг. возводилось еще одно большое здание - дворец для невестки Петра I царицы Прасковьи Федоровны. К моменту учреждения Академии наук царица уже умерла и стройка остановилась. Пустовавшее просторное двухэтажное здание и было отдано Академии наук для размещения в нем академического хозяйства (см. илл. 2). Переезд начался сразу, в 1726 г., но растянулся почти на 10 лет - пока здание достраивалось.

Петр I мыслил создать не только научное учреждение, но «Академию наук и художеств» (слово «художество» в XVIII в. включало в себя понятие «ремесло»), и уже в конце 1720-х гг. именно такой академический центр начал формироваться в двух соседних зданиях на Васильевском острове: научные учреждения - библиотека, музей, анатомический театр, астрономическая обсерватория, физический кабинет заняли помещения в здании Кунсткамеры, художественные учреждения - в бывшем дворце Прасковьи Федоровны (см. илл. 3). Уже в 1730-е гг. дворец называли «Академия наук» или «палаты академические».

Первыми осваивались помещения в правом крыле здания, отстроенные еще при бывшей владелице. На первый этаж въехала университетская гимназия, был организован анатомический театр, на втором этаже первые принятые на службу в Академию мастера-инструментальщики начали устраивать мастерские. В 1726 г. открылись две мастерские - оптическая или «микрошкопиев и першпективных трубок» и «барометренная», т. е. непосредственно инструментальная. Затем к исполнению заказов академиков стали привлекаться новые специалисты - токари, слесари, столяры, часовщики и проч. и число мастерских постепенно возрастало.

По мере достраивания остальных помещений дворца в них размещались академическая канцелярия, зал для заседаний Конференции, устраивались залы для чтения научных лекций.

Для печатания научных сочинений еще Петр I задумывал открыть при Академии наук типографию. Она была создана 4 октября 1727 г. именным указом Верховного Тайного совета «...для исторических книг, которые на российский язык переведены». Типография заняла первый этаж левого крыла здания. (Подробнее об истории типографии Академии наук см. статью И. М. Щедровой.)

Техническое обеспечение работы типографии осуществлялось специализированными мастерскими.

Над оформлением изданий трудились талантливые граверы под руководством немца Xристиана Вортмана, а затем Ивана Соколова. Они создавали не только иллюстрации к текстам, но и различные книжные украшения - виньеты, «заставницы», буквицы (см. илл. 4). При типографии накапливался большой запас гравировальных досок. По рисункам художников-граверов в фигурной палате с этих досок делались отпечатки. Гравировщики занимали помещения на втором этаже рядом с инструментальщиками.

При типографии работала своя переплетная палата, где производились брошюровка и массовый переплет книг, а также по заказу делался особый переплет - для подношений высоким лицам в особо торжественных случаях. Переплеты книг украшали клеймами, печатями, в библиотеках книги помечали особыми знаками. Над созданием подобных штампов работали резчики по металлу - мастера пунсонной палаты («пунсонами» назывались выпуклые штампы для изготовления монет, медалей, штемпелей, печатей) (см. илл. 5).

В словолитной палате (занявшей помещения выехавшего анатомического театра) изготавливались литеры - буквы: многочисленные шрифты для печати книг на разных языках - прежде всего латинском, немецком, греческом, французском и русском. Словолитчики создавали для типографии и новые шрифты. Ими были разработаны приемы печатания математических формул, музыкальных нот, китайских иероглифов и шрифтов других восточных языков, требовавшие большого искусства.

Как только типография наладила выпуск печатных изданий, в 1728 г. при ней была открыта и книжная лавка, или, как ее называли, «книжная палата», - на первом этаже в центральной части здания. Рядом находился и книжный склад - «магазейн».

Уже в начале 1730-х гг. начали раздаваться жалобы на тесноту в академическом здании: быстро разрастались мастерские, все больше помещений требовали станки и инструменты. В 1736 г. в Академию наук влилась бывшая «Петровская токарня», вместе с которой из Москвы прибыл царский токарь Андрей Константинович Нартов. Он объединил все инструментальные мастерские в «Экспедицию лаборатории механических и инструментальных наук», в которой изготавливались сложнейшие приборы по заказам академиков (физиков Д. Бернулли, Г. В. Крафта, астронома Ж.-Н. Делиля, математика Л. Эйлера, М. В. Ломоносова), делались приборы и инструменты для оснащения Второй Камчатской и других академических экспедиций, для физического кабинета, обсерватории, ряда военно-морских и правительственных учреждений (см. илл. 6).

Устройство в академическом здании токарни ускорило решение вопроса о найме дополнительных помещений, в частности для гимназии, «понеже весьма опасно, чтоб токарныя машины, которыя поставлены в верхнем апартаменте, над гимназиею, от тягости не обломились, то оныя поставить в те покои, где ныне гимназия...» (СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 442. Л. 376). Гимназию перевели в дом баронов Строгановых, который Академия сняла летом 1738 г., а помещения первого этажа в академических покоях заняли инструментальные мастерские. Второй этаж правого крыла здания заняли «художественные» палаты - гравировальная и рисовальная.

В XVIII в. при любом научном проекте должен был присутствовать умелый рисовальщик. Академия наук с первых лет своего существования нанимала художников. Они делали зарисовки во время экспедиций, фиксировали этапы научных экспериментов, создавали иллюстрации к книгам, оформляли экспозиции Кунсткамеры. Постепенно в Академии формировался штат художников, у некоторых появились ученики. Для профессионального обучения рисунку в 1738 г. была создана рисовальная палата, в которой проходили обучение сотрудники тех мастерских, где было необходимо отличное владение техникой рисунка - гравировальной, ландкартной, пунсонной и др. С 1741 г. обучение в рисовальной палате возглавлял немец И. Э. Гриммель (см. илл. 7).

Для изготовления географических карт еще в начале 1730-х гг. выделилась особая ландкартная палата, а в 1739 г. Академией был учрежден Географический департамент, в котором сосредоточились все работы по составлению карт России. Он занял две комнаты на втором этаже здания. Туда стекались данные инструментальных съемок и новых астрономических наблюдений, полученные во время экспедиций, и под руководством Ж.-Н. Делиля и других академиков картографы определяли и уточняли географические координаты различных мест России. Именно здесь был составлен первый «Атлас Российской империи», вышедший в 1745 г. (см. илл. 8).

Состояние и расположение инструментальных и художественных мастерских при Академии наук на начало 1740-х гг. было зафиксировано в иллюстрированном издании (созданном в тех же самых мастерских) «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» (СПб., 1741) (см. илл. 9). Формирование  комплекса мастерских было связано с научной и издательской деятельностью Академии наук, ее потребностями в инструментах, оборудовании и издании трудов академиков. Обслуживали они и сторонних заказчиков и прежде всего императорский двор (например, занимались подготовкой праздничных фейерверков).

В 1746 г. для учеников гравировальной и рисовальной палат отвели шесть комнат под кровлей восточного флигеля Кунсткамеры («где прежде Делиль живал» - СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 112. Л. 48). По утверждению М. В. Ломоносова, этот акт был следствием амбициозного решения И. Шумахера перенести канцелярию в более просторные помещения рисовальной и гравировальной палат, художников же разместить внизу, в помещениях мастерских А. К. Нартова. Однако художникам там места было недостаточно, а Нартов «принужден был очистить место, рушить свое заседание», инструменты и мастеровые были «разведены по тесным углам», и «во время сей перемены переведены были некоторые мастеровые люди в кунсткамерские палаты» (Ломоносов М.В. ПСС. Т. 10. М.; Л., 1957. С. 281). В Кунсткамере оказались токарная палата, столярная и некоторые из механических мастерских.

Пожар, случившийся в Кунсткамере в 1747 г. вызвал новые перемещения мастерских. Для восстановления утраченных в сгоревшей обсерватории приборов и ремонта сильно поврежденного Готторпского глобуса временные мастерские были организованы в доме Лопухина. Инструментальные мастерские не пострадали, а токарные станки, с большими усилиями вынесенные из пожара, нуждались в ремонте. Мемориальные царские станки и «куриозы» разместили в дворовых пристройках к дому Демидова, «прочия инструменты до исправления препорученных г-ну советнику Нартову дел» перевели «в нанятые под Академию в доме г-на генерала-лейтенанта Лопухина покои», туда же, где устраивались мастерские для ремонта глобуса (СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 112. Л. 247).

В 1750 г., освобождая дом Лопухина, Академия приняла решение перевести мастерские в Кунсткамеру - в «погоревшие нижние покои», где они и оставались несколько лет (см. илл. 10). Вернуться в здание Академии наук мастерским, вероятно, удалось лишь в середине 1760-х гг., когда после ремонта Кунсткамеры библиотека и музей снова въехали свои помещения. В то же самое время в Академии решалась судьба рисовальной и гравировальной палат. Причиной стало открытие в Петербурге «Академии трех знатнейших художеств» - высшего учреждения в области изобразительного искусства и архитектуры. Основанное в 1757 г., оно быстро завоевывало лидерство в преподавании живописи и рисования, оставляя позади академические мастерские с их утилитарными задачами. В 1760-е гг. «художественные» палаты как образовательные учреждения потеряли свое значение и были упразднены, сохранив только производственную функцию.

«Книжной лавки магазейн» еще до пожара перевели из академического здания в «наемный двор» при Строгановом доме (СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 516. Л. 341об.). В 1749 г. были арендованы новые помещения - два амбара на Васильевском острове, - туда перевели книжную лавку.

В 1758 г. при Академии наук была устроена вторая, так называемая Новозаведенная типография. Она разместилась в доме на углу 7-й линии Васильевского острова и набережной Невы (см. илл. 11). Новая типография должна была печатать книги на иностранных языках и работала автономно, но в 1767 г. она была присоединена к основной Академической типографии, став ее «филиалом».

Инструментальные мастерские сохраняли свое значение в системе Академии наук, продолжая обслуживать ее различные департаменты, создавая новые и починяя старые приборы и инструменты. По-видимому, тот факт, что мастерские находились в разных местах, можно объяснить тем, что их создавали по мере надобности и ближе к месту требования. Так в «доме Волкова» рядом со второй типографией с конца 1750-х гг. работали столярная, словолитная, инструментальная и барометренная мастерские (СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 537. Л. 71), а на лугу позади академических зданий в служебных флигелях инструментальные палаты работали вплоть до их сноса во второй половине 1820-х гг. (СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 2(1825). Д. 51. Л. 28об. и др.).

В 1783-1789 гг. на берегу Невы рядом с Кунсткамерой было построено новое парадное здание для Академии наук по проекту Дж. Кваренги. В него сразу был переведен административный центр Академии - Конференция, канцелярия и архив. Постепенно в старых палатах остались лишь типография и словолитня.

В первые годы XIX в. началось формирование единого архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. В 1805-1816 гг. было возведено здание Биржи. После наводнения 1824 г., повредившего старые портовые пакгаузы, было принято решение о строительстве двух новых - северного и южного пакгаузов. Проект делал архитектор И.Ф. Лукини. Здание академической типографии попадало в зону строительства, и в начале 1825 г. министр финансов просил Академию наук уступить это здание его министерству «под снос» (СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 2 (1825). Д. 51. Л. 2, 2об.) (см. илл. 12). В качестве компенсации он предлагал построить на казенный счет новый академический дом для типографии и чиновников во дворе нового здания академии, или дома Конференции, как оно тогда называлось. Академия приняла это предложение.

В 1826 г. Палаты Академии наук (бывший дворец царицы Прасковьи Федоровны) были снесены, вскоре после того как ее последние обитатели - академическая типография и ее службы - переехали в новое помещение.

 

Использованная литература:

- Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. Т. 10: Служебные документы. Письма. 1734-1765 гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957.

- История Академии наук СССР. Т. 1: 1724-1803. М.; Л., 1958.

- Копелевич Ю. Х. Основание Петербургской академии наук. Л., 1977.

- Бренева И. В. История Инструментальной палаты Петербургской Академии наук (1724-1766). СПб., 1999.

- Слепкова Н. В. На Васильевском острову у Дворцового моста. СПб., 2001.

- Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район / Под ред. Б. М. Кирикова. СПб., 2006.

- Стецкевич Е. С. Рисовальная палата Петербургской Академии наук (1724-1766). СПб., 2011.

- Костина Т. В. Пространство академических гимназии и университета: материалы к истории. 1724-1805 гг. // Клио: Журнал для ученых. 2013. № 10 (82). С. 6-15.


К списку книг