Версия для печати

Груздева Е. Н. Анатомический театр Академии наук (по документам СПФ АРАН)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-03-00290


Анатомический театр Академии наук

(по документам СПФ АРАН)

 

Первые анатомические театры появились в Европе в XV-XVI вв. и стали специфическим явлением культуры XVII в. Знакомство русских с анатомическим театром состоялось в 1698 г. в Лейдене во время Великого посольства Петра I в Голландию. Потом царь лично слушал лекции по анатомии, брал уроки у Фредерика Рюйша в Амстердаме. Ради развития российской науки и просвещения народа царь повелел использовать европейский опыт и создать подобные зрелища в российских столицах.

В Санкт-Петербурге анатомический театр был учрежден при Академии наук и первоначально располагался на первом этаже в бывшем дворце Прасковьи Федоровны (с 1725 г. отошедшем к Академии) (см. илл. 1). Для работы в нем был приглашен из Германии анатом Иоганн-Георг Дювернуа, приехавший с учеником физиологом Иосией Вейтбрехтом.

По требованию «доктора Дувернея» были приобретены необходимые инструменты, посуда, препараты (СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 2. Л. 119) и в 1726 г. анатомический театр начал работать. Анатомы исследовали трупы животных, птиц и рыб. Часто на препарацию поступали «павшие» редкие животные из царских зверинцев: слоны, лев, леопард. В Академию наук из полицмейстерской канцелярии отсылали трупы людей, найденных на улице или умерших непонятной смертью, чтобы установить ее причины. Анатомы выполняли медицинскую экспертизу и одновременно вели собственные исследования. Так как академические профессора должны были «способствовать распространению учености», то они читали лекции студентам и устраивали публичные выступления с показом анатомических препаратов и экспериментов. В объявлении о заседании публичной ассамблеи 28 июня 1728 г. говорилось: «Господин Дювернуа, профессор анатомии будет толковать состояние нынешнее о анатомии человека и животных, и в том времяни будет чинить описание новых вещей, обретенных в анатомии слона, который был разобран в сем городе при окончании прешедшаго года. Господин Бюлфингер, профессор физики, оному профессору будет ответствовать именем академическим» (цит. по: Материалы для истории Императорской Академии наук. СПб., 1885. Т. I. С. 387).

Вскоре анатомический театр был переведен в новое здание, построенное рядом с дворцом Прасковьи Федоровны для Библиотеки и Кунсткамеры и в 1725 г. переданное Академии наук. Специальное помещение для анатомического театра устраивалось в России впервые и делалось по европейским образцам. Для него был спроектирован просторный зал в первом этаже центрального корпуса здания. Зал имел особый вход с улицы со стороны набережной. В центре на возвышении стоял стол, вокруг которого амфитеатром располагались места для зрителей. Через окна в куполе зала (на уровне второго этажа) можно было наблюдать за действиями экспериментатора сверху (см. илл. 2). Имелись при театре три «каморки» для прозектора и его помощников, а вдоль стен зала располагались анатомические экспонаты и 12 шкафов с готовыми препаратами, количество которых постоянно пополнялось. В 1720-1740-е гг. физиологи и анатомы занимались в основном описанием внутреннего строения организмов, изучением мышц и системы кровообращения, делали вскрытия патологоанатомического характера. Ученым помогали художники, чучельники, мастера, которые фиксировали процесс и результаты исследований, изготавливали препараты для демонстраций и экспонаты для передачи в Кунсткамеру (например, хобот слона, скелет осетра и проч.). В том же анатомическом театре велись работы по изучению «монстров» (уродств животных и человека), делались научные доклады и проводились диспуты академиков (см. илл. 3).

На первом этаже здания Кунсткамеры театр просуществовал 19 лет вплоть до пожара 1747 года. В середине 1740-х гг. обсуждался вопрос о строительстве дополнительных «четырех покоев» и даже собственных «хором для театра Анатомического» (СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 121. Л. 97-98), но после пожара, от которого пострадала значительная часть имущества Академии, об этих проектах уже не вспоминали. Занявший в 1747 г. кафедру анатомии и физиологии Авраам Каау-Бургаве устраивал новое помещение театра почти с нуля. С трудом были подысканы «три покоя с печьми» в доме Строганова (арендуемого Академией наук) на набережной Малой Невы недалеко от «погорелых палат» Кунсткамеры (см. илл. 4). Были приобретены мебель, инструменты и препараты. А. Каау-Бургаве, как и его предшественники, активно занимался анатомией человека и животных и проработал в Строгановом доме 10 лет. Скромные размеры помещения не позволяли проводить вскрытия как зрелищное мероприятие для широкой публики и название «анатомический театр», сохранявшееся за учреждением и в последующие годы, по сути дела не соответствовало его деятельности, которая преимущественно сводилась к решению научных и учебных задач.

После смерти А. Каау-Бургаве (1758 г.) анатомический театр был ликвидирован, но уже через год он снова создавался учеником и преемником профессора Алексеем Протасьевичем Протасовым по новому адресу - на дворе Бонова дома по 2-й линии Васильевского острова (см. илл. 5). А. П. Протасов просил Канцелярию приобрести специальный стол, стулья, свечи и необходимый инструмент, сообщал, что у него появились «до анатомической науки охотники», которые «желали и в самой оныя практике упражняться», и он планировал организовать публичные анатомические лекции (СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 259. Л. 544). Из анатомического театра в полицию часто поступали напоминания о присылке беспризорных «кадавров» (трупов). Возобновились и научные исследования. Сам А. П. Протасов тяготел к физиологии и изучал механизмы работы кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем.

В конце 1762 г. за неимением в Академии специалистов (Протасов уезжал на 3 года за границу для защиты диссертации) анатомический театр в Боновом доме был ликвидирован, но в марте 1765 г. для его устройства наняли «партикулярный дом» Миллера на 5-й линии Васильевского острова. Предполагалось, что вскоре будет построено казенное здание для анатомического театра, для чего А. П. Протасов разработал проект. Место для строительства было определено на лугу против Академии.

Выстроенный к концу 1765 г. анатомический театр представлял собой одноэтажное деревянное здание, имевшее пять комнат, кухню, галерею и коридор. Коридор, соединял два крыльца, выходившие на две противоположные стороны здания, и делил дом пополам. В одной половине были четыре помещения (рабочие комнаты?), в другой - большой зал для вскрытий и лекций и рядом маленькое и узкое помещение (мертвецкая) (см. илл. 6).

Анатомический театр на лугу просуществовал 20 лет. Работами в этом здании руководил новый профессор анатомии Каспар-Фридрих Вольф, прибывший в Петербург в 1767 г. Ему приходилось сталкиваться с разными трудностями: трупы поступали из полиции нерегулярно, служители часто менялись, не хватало охотников работать с «кадаверами», в народе еще сильнó было поддерживаемое церковью неприятие анатомирования трупов. Однако предубеждение не исключало любопытства, и К.-Ф. Вольф писал Комиссии Академии наук: «Определенный при Анатомическом театре солдат жалуется, что крестьяне, которые по утрам (с своими телегами) собираются около театра, сему строению телегами своими и лошадьми вред принести могут, а особливо отворенным окнам, и для того просит он, чтоб сей дом обвесть небольшим забором, для збережения его от всякого вреда. А... я такой забор не только почитаю за нужный для сей объявленной причины, но также.., что любопытство многих людей, которые зимою у окошек собираются и чрез то скуку наводят, тем пресечено будет...» (СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 19. Д. 9. Л. 6).

Весной 1785 г. «по приказанию Ея сиятельства Академии наук директора и кавалера княгини Екатерины Романовны Дашковой» пришедшее в крайнюю ветхость здание анатомического театра на лугу было отремонтировано и отдано под жилье служащим, а сам театр перевели в казенное деревянное здание на 15-й линии Васильевского острова, в «академической слободе» - там еще в середине века были построены несколько типовых домов для солдат (см. илл. 7).

Существует мнение, что через три года, в 1788 г., анатомический театр снова переехал в каменное здание на берегу Невы - дом на углу 7-й линии, называвшийся по именам первых владельцев строительных участков домом Волкова и Лутковского. Он принадлежал Академии наук и в нем находились типография и мастерские, жили сотрудники Академии. Автор этой версии, Г. А. Князев, утверждал, что академический дом пользовался у горожан недоброй славой из-за того, что туда свозили трупы и что-то творили с ними во дворе. Однако найти документы, подтвердившие бы тезис о переезде анатомического театра в дом на 7-й линии, нам не удалось. Напротив, в 1793 г. в журналах Академии есть робкая запись (сделанная по приказанию президента Е. Р. Дашковой!): «Как Академия наук имеет надобность для анатомических упражнений в одном человеческом кадавре, то в здешнюю управу благочиния сообщить, дабы благоволила кому надлежит приказать, есть ли где таковой кадавер найдется, доставить оной в анатомический театр, состоящий при Академии и отдать находящемуся при оном служителю Иогану Томасу и Академию уведомить» (курсив мой. - Е. Г.) (СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 565. Л. 65). По-видимому, активность работ по вскрытию трупов в анатомическом театре уже осталась в прошлом. Служитель И. Томас в 1788 г. выкупил у Академии ветхую «деревянную светлицу» на 14-й линии (СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 368. Л. 98-101), и можно предположить, что анатомический театр продолжал существовать на 15-й линии в отремонтированном в 1780-е гг. доме, а в каменном доме на 7-й линии была лишь квартира академика К.-Ф. Вольфа.

После смерти К. Ф. Вольфа кафедра анатомии долго оставалась незанята. В начале XIX в. анатомические работы по Академии все чаще проводил анатом и физиолог Петр Андреевич Загорский. Одновременно он устраивал анатомический кабинет и музей в Медико-хирургической академии, где был профессором анатомии и физилогии. Для театра же академического в 1807 г. им были приобретены «карманный анатомический инструмент с футляром», медная проволока «для починки людских скелетов в Кунсткамере», щипчики для резания и верчения проволоки и шелк «для привешивания спиртных препаратов в банках» (СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 2. Д. 17 (1807). Л. 788).То есть речь шла, скорее всего, о починках  ветшавших старых экспонатов.

В 1816 г. П. А. Загорский представил Конференции «Начертание для анатомического театра», в котором высказал мнение, что анатомический театр при Академии «полагается, чтобы делать исследования над человеческими трупами и производить над животными опыты для усовершенствования единственно анатомии и физиологии, а не для публичного преподавания сих знаний», «но предполагая, что может быть со временем будут... преподаваемы анатомо-физиологические лекции для академических воспитанников и посторонних любителей, как прежде сего преподавались при Академии и другие науки», ученый считал, что необходимо иметь «черный театр» с принадлежностями (препарационная и инъекционная камеры, помещение для мацерации, место для сушения и беления костей, погреб) и «чистый театр» (аудитория, профессорская камера и кабинет) (СПФ АРАН. Ф. 1. Оп. 2 (1816). Д. 7. Л. 2-2об.).

Однако сведения о создании в XIX в. нового анатомического театра при Академии наук нам неизвестны. Более того, анатомический театр в документах Академии почти не упоминается, хотя академик П. А. Загорский и адъюнкты продолжали заниматься практической анатомией в научных целях, делали доклады (см. илл. 8). Можно предположить, что на рубеже XVIII-XIX вв. эстафету организации практических занятий по анатомии и патологоанатомии приняли быстро растущие медицинские учреждения и анатомический театр при Академии наук утратил свое значение.

 

Использованная литература:

- Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской академии наук. М.; Л., 1953.

- Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. Т. 10: Служебные документы. Письма. 1734-1765 гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957.

- История Академии наук СССР. Т. 1: 1724-1803. М.; Л., 1958.

- Лукина Т. А. А. П. Протасов - русский академик XVIII века. М.; Л., 1962.

- Князев Г. А. Дом академиков // Белые ночи: очерки, зарисовки, документы, воспоминания. Л., 1973.

- Копелевич Ю. Х. Из истории первых анатомических работ Петербургской Академии наук (по архивным материалам) // Из истории биологии. Вып. 4. М., 1973. С. 204-208.

- Копелевич Ю. Х. Основание Петербургской академии наук. Л., 1977.

- Иодко О. В. Каспар-Фридрих Вольф в Петербурге // Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX вв.). Биографический аспект. СПб., 2009. Вып. 5. С. 81-91.

 


К списку книг