Версия для печати

Басаргина Е. Ю., Щедрова И. М. Развитие академического ансамбля на Стрелке Васильевского острова во второй половине XVIII – первой трети XIX в.

Исследование подготовлено при поддержке РГНФ, грант № 12-03-00290


Развитие академического ансамбля
во второй половине XVIII - первой трети XIX в.

 

К концу 1760-х гг. на Стрелке Васильевского острова существовал ряд монументальных правительственных зданий, несколько портовых сооружений на набережной М. Невы и ряд жилых домов, разместившихся по контуру Стрелки. На набережную Б. Невы были обращены академические здания: бывший дворец царицы Прасковьи Федоровны и восстановленное после пожара здание Кунсткамеры, но без башни. Все внутреннее пространство Стрелки, замкнутое с запада зданием Двенадцати коллегий, представляло собой беспорядочно застроенную площадь с павильоном Готторпского глобуса и несколькими невзрачными деревянными сараями (см. илл. 1). Площадь уже давно потеряла значение главной площади города и представляла собой луг, где пасли скот. Называли его то Коллежским, то Академическаим лугом.

Статус восточной оконечности Васильевского острова изменился после утвержденного «Комиссией о С.-Петербургском строении» 26 апреля 1767 г. проекта, возвращавшего Стрелку Васильевского острова, считавшуюся с 1737 г. предместьем, в городскую черту. Проект предполагал создание полукруглой площади перед зданием Двенадцати коллегий. Одновременно рассматривался вопрос о передаче в ведение Академии наук пустующего участка на берегу Б. Невы между Кунсткамерой и Двенадцатью коллегиями: «против коллежских департаментов в площади регулированные места отдать Десианс-Академии, сколько потребно» под строительство нового академического здания (ПСЗ. 1-е собр. Т. 18. СПб., 1830. С. 116. № 12883). Окончательная передача этого участка состоялась в 1783 г.

В 1783-1793 гг. архитектором Дж. Кваренги было возведено величественное главное здание Академии наук. На генеральном плане Васильевского острова 1797 г. оно представлено вместе со служебным флигелем (см. илл. 2).

В первые годы XIX в. началось формирование единого ансамбля Стрелки Васильевского острова. В создании архитектурного облика площадей и в строительстве новых сооружений для морского торгового порта, располагавшегося здесь с 1730-х гг., принимали участие архитекторы Дж. Кваренги, Ж.Ф. Тома де Томон, А.Д. Захаров, И.Ф. Лукини.

В 1801-1804 гг. Ж.Ф. Тома де Томон и А. Д. Захаров составили проекты застройки Стрелки Васильевского острова. В июне 1804 г. Александр I утвердил план, созданный А. Д. Захаровым. В 1825 г. в связи с предстоящими строительными работами была выполнена копия этого, подписанная арх. И. Ф. Лукини (см. илл. 3).

Воплощение основной идеи Захарова выразилось в конце 1820-х гг. в создании полукруглой внутренней Биржевой площади и в сооружении архитектором И. Ф. Лукини пакгаузов Биржи и Таможни, которые завершили архитектурный ансамбль площади. Единство ансамбля должно было быть достигнуто общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями.

Исполнение проекта Захарова должно было привести к перестройке академических зданий. Комиссия по строению Биржи вынудила Академию отказаться от «Строгонова» дома, который мешал сооружению нового здания Биржи и в начале 1800-х гг. был снесен. В 1810 г. поднимался вопрос об уничтожении павильона Готторпского глобуса как не соответствующего новому генеральному плану Стрелки, однако Академия сумела его отстоять как важный экспозиционный объект.

О внешнем облике предполагаемого академического комплекса можно судить по изображениям первой четверти XIX, в которых нашел отражение неосуществленный проект Захарова (см. илл. 4).

На гравюре В. Патерсена 1807 г. показана как существующая строившаяся в то время Биржа по проекту Ж.Ф. Тома де Томона. Здания Академии, выходившие главными фасадами на Б. Неву, составляют трехчастную композицию и соединены друг с другом переходами. Западным крылом ансамбля служит академическое здание, построенное Дж. Кваренги в 1783-1787 гг. Восточное крыло представляет собой перестроенное здание бывшего дворца царицы Прасковьи Федоровны, фасад которого полностью повторяет внешний облик дома Кваренги. В центре композиции находится едва узнаваемое здание Кунсткамеры с десятиколонным портиком на месте прежде выступающего центрального ризалита южной стены. Подобное архитектурное решение академических зданий с парадными фасадами, обращенными к Б.Неве, создавали своеобразный самостоятельный комплекс, никак не связанный с Биржей, которая, несомненно, должна была играть на Стрелке роль архитектурной доминанты.

Строительство Биржи растянулось на десятилетие и завершилось только в 1816 г. О плане реконструкции академических зданий вспомнили только когда стали подыскивать удобное помещение для учрежденного в феврале 1819 г. университета.

В мае 1820 г. на имя президента Академии наук С. С. Уварова (он был одновременно попечителем С.-Петербургского округа и инициатором создания университета) поступило приказание министра духовных дел и народного просвещения А. Н. Голицына «соединить принадлежащие Академии три здания в одно, и дать тому приличный местоположению фасад» (РГИА. Ф. 733. Оп. 12. Д. 219. Л. 3-4). Это общее большое здание должно было вместить Академию наук и университет, насчитывавший в то время около 30 слушателей. Для университетского пансиона предполагалось построить за этим зданием новый дом с фасадом на внутреннюю Биржевую площадь. Академическая типография по этому плану перемещалась в здание Двенадцати коллегий, где в это время размещался университет. Министр распорядился составить план реконструкции и пригласить «архитектора из известных опытностию своею и познаниями в сей части». Однако этот план был оставлен «впредь до приказания» и вскоре забыт.

Таким образом, ко времени своего столетнего юбилея в 1824 г. Академия наук имела в своем распоряжении три здания на набережной Большой Невы. Празднование юбилея омрачило наводнение 1824 г., повредившее старые портовые пакгаузы и академические здания. Более других пострадал ветхий дворец Прасковьи Федоровны.

Министерство финансов, в ведении которого находился департамент внешней торговли с таможенным отделением, приняло решение о строительстве двух новых пакгаузов - северного и южного. Была создана специальная Комиссия для окончания строений на Биржевой площади Санкт-Петербурга (далее - Биржевая комиссия), куда вошел архитектор И. Ф. Лукини. В январе 1825 г. был утвержден план строительства южного пакгауза на участке, прилегавшем к зданию б. дворца царицы Прасковьи Федоровны, которое в то время было больше известно как дом академической Типографии.

В связи с предстоящим увеличением числа пакгаузов министр финансов Е. Ф. Канкрин предложил Академии наук уступить это здание «под снос» его министерству за приличное вознаграждение. В качестве компенсации министерство обязывалось построить во дворе дома Конференции (позднее названного - главным зданием академии) на месте предназначенных на слом «безобразных задних флигелей», новый дом, где вместе с типографией и квартирами чиновников могли разместиться некоторые музейные коллекции и Готторпский глобус.

Замену двух зданий одним Академия считала для себя крайне нежелательной. Предложенный план сразу вызвал резко отрицательную реакцию среди членов академии. Вероятность остановки работы типографии в связи с перемещением ее в другое здание даже на короткий срок грозила Академии большими убытками. Недовольны были и академические астрономы, обеспокоенные тем, что возводимые перед зданием музея и обсерватории складские помещения лишат обсерваторию свободного горизонта, а шум грузовых повозок и другие помехи будут оказывать сильное влияние на показания чувствительных приборов, что скажется на точности астрономических наблюдений. Сомнения вызывала сама возможность вместить в одно небольшое новое строение все академические учреждения «с их принадлежностями», прежде размещавшиеся в двух зданиях.

Ряд критических замечаний высказал академик Я.Д.Захаров в своем «Мнении о предполагаемом для Академии наук новом строении». Подробно разобрав недостатки представленного плана, он высказал мысль о постройке целого комплекса академических зданий на новом месте, так как видел, что Академия неуклонно вытеснялась со Стрелки Васильевского острова. При этом он ссылался на неосуществленный проект академического комплекса, разработанный его братом, архитектором А. Д. Захаровым в начале XIX в. и предлагал взять «в помощь и соображения фасады и планы» этого проекта и «поручить какому-либо известному архитектору сочинить новый такой план». Однако его голос не был услышан, и предложение не было принято как не соответствующее реальным возможностям того времени (см. илл. 5).

Академии все же пришлось уступить настоятельным просьбам Канкрина, в противном случае ей пришлось бы за свой счет перестроить сильно пострадавшее после наводнения здание бывшего дворца «в назначенное время и по предложенному фасаду, приведенному в сообразность с фасадом пакгаузов» (РГИА. Ф. 733. Оп. 12. Д. 290. Л. 6-8 об., 14 об.).

Строительство дома для Типографии велось «на счет таможенный, по безобидному для обеих сторон соглашению». Предполагалось, что строительство завершится к 1827 г. После того, как типография, переедет в новое здание, будет снесен дворец Прасковьи Федоровны и на его месте возведено здание южного пакгауза. Однако вопреки обещаниям Министерство финансов приступило к разбору бывшего дворца Прасковьи Федоровны в 1826 г., не дожидаясь того времени, когда будет готово новое здание типографии. Министерство финансов объясняло эту поспешность желанием как можно скорее привести в порядок Биржевую площадь (СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 2-1825. Д. 51, 91).

С 1 февраля 1826 г. сроком на два года для академической типографии за счет казны был арендован дом купца Егора Ганина на углу Большого проспекта и 9-й линии. Через несколько лет - в 1829 г. этот дом был куплен Академией наук, и Типография навсегда осталась в нем, а выстроенное в 1828 г. новое академическое здание было отдано для хранения академических коллекций и стало называться «Музейный флигель», или «музеум».

 

Использованная литература

Бунин М. С. Стрелка Васильевского острова. М.; Л., 1957.

Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Дома и люди Васильевского острова. М., 2007.

 

 


К списку книг