Версия для печати

«Усть-Рудицкая привилегия»: Дарственная грамота императрицы Елизаветы Петровны, выданная М.В. Ломоносову на землю в Копорском уезде при деревне Усть-Рудице

Басаргина Е.Ю.

«Науки удовольствуют врожденное и вкорененное в нас любопытство; художества снисканием прибытка увеселяют. Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат».
М. В. Ломоносов. Слово о пользе химии.

 В многогранной деятельности М. В. Ломоносова видное место занимали его исследования по химии и технологии силикатов. Успешные опыты в Химической лаборатории «в делании крашеных стекол» для исследования «натуры цвéтов» побудили его «предпринять снискание мозаичного художества» и «завесть бисерную фабрику».
Сенат признал фабрику «за нужную и государству полезную», и в конце 1752 г. Ломоносов получил на обустройство фабрики беспроцентный кредит (4 000 руб.) на пять лет. Пожалование ему для постройки фабрики земель под Петербургом состоялось 15 марта 1753 г. В знак благодарности Ломоносов изготовил из усть-рудицких смальт портрет Петра I и принес его как дар Сенату в декабре 1755 г. Сенат «таким употребленным им трудом» был доволен и поддержал просьбу Ломоносова о выдаче ему привилегии на владение Усть-Рудицкой фабрикой.
В 1756 г. дарственная М. В. Ломоносову на владение Усть-Рудицей получила оформление в виде грамоты, гласившей, что «означенная фабрика изобретенных им разных цветов стекол, а из них из них бисера, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов» со всеми землями, угодьями и приписанными к ней крестьянами передается ему в вечное потомственное владение.
Усть-Рудицкая грамота хранилась у потомков М. В. Ломоносова. Впервые эта семейная реликвия была продемонстрирована в Академии наук в 1865 г. во время торжеств, посвященных столетию со дня смерти ученого. Тогда же по распоряжению Академии наук художник И. Н. Медведев сделал с нее точную копию, которая была передана в Библиотеку.
Усть-Рудицкая грамота была представлена среди личных вещей и документов М. В. Ломоносова на выставке «Ломоносов и Елизаветинское время», организованной в 1911 г. к 200-летию ученого.
В 1939 г. Усть-Рудицкая грамота вместе с некоторыми другими документами была приобретена Академией наук у прямых потомков М. В. Ломоносова - сестер Е. Н. Орловой и Е. Н. Котляревской. 7 апреля 1939 г. Л. Б. Модзалевский доставил грамоту из Московского отделения Архива Академии наук в Архив Академии наук в Ленинграде. Грамота вошла в состав фонда М. В. Ломоносова (Ф. 20. Оп. 2. Д. 8). Копия Усть-Рудицкой грамоты из Рукописного отделения БАН также поступила в Архив. В 1951 г. она была передана на временное хранение в Ломоносовский музей, а в 2004 г. возвращена в Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (Ф. 20. Оп. 4. Д. 24).

Описание Усть-Рудицкой грамоты

Усть-Рудицкая грамота (52,5 х 40,0 см; поле текста с изображениями: 41,0 х 32,8 см) написана на двух листах пергамена и украшена многочисленными акварельными рисунками, двойной лист переложен тонким розовым шелком. Грамота помещена в бархатный зеленый переплет и скреплена подвесной печатью в вызолоченном ковчеге с государственным гербом.
В оформлении Усть-Рудицкой грамоты принимали участие рисовальщики Герольдмейстерской конторы.
На титульном листе помещен поясной портрет императрицы Елизаветы Петровны, текст обрамлен барочной рамкой, в изгибы которой вплетены гербы земель Российской империи. Остальные страницы оформлены рамками с растительным орнаментом, в которые помещены медальоны с миниатюрами по сюжетам, предложенным М. В. Ломоносовым.
Рисунки представляли весь процесс создания цветной смальты и постройки Усть-Рудицкой стекольной фабрики: подготовительные работы, производственные операции, продукцию, выпускаемую фабрикой, а также общий вид Усть-Рудицкой фабрики и рабочего поселка при ней.
В конце текста стоят подписи-автографы канцлера гр. А. Бестужева-Рюмина и сенаторов.

Раскопки Усть-Рудицкой фабрики

Усть-Рудицкая фабрика была основана 6 (17) мая 1753 г. Строительство фабрики и прилегающих к ней построек велось по разработанному М. В. Ломоносовым плану. Помимо здания фабрики, где находились девять различных печей, были возведены мастерская, мельница, кузница. Недалеко от фабричных построек располагался дом с хозяйственными строениями, в котором жила семья Ломоносовых в летнее время.
Фабрика оказалась делом убыточным и заставила Ломоносова войти в долги. Вскоре после смерти ученого она была уничтожена. Усть-Рудицкое имение перешло к дочери М. В. Ломоносова, а затем к Раевским и Орловым. В 1919 г. имение, где находилась обширная библиотека, было сожжено во время наступления Н. Н. Юденича на Петроград. В годы Великой Отечественной войны в районе Усть-Рудицы был юго-восточный край знаменитого «ораниенбаумского пятачка», и от деревни, насчитывавшей до войны свыше ста дворов, остался один дом.
В 1949 г. под руководством академика АН УССР В. В. Данилевского в Усть-Рудице начались археологические раскопки. Археологи имели лишь схему, составленную по памяти Е. Н. Котляревской и предоставленную им директором Архива АН СССР Г. А. Князевым. Эта схема, хотя и очень упрощенная, оказалась полезной. На ней были указаны дубы, посаженные, по преданию, на месте, где когда-то стоял дом М. В. Ломоносова, сгоревший, по словам Е. Н. Котляревской, в конце 1840-х гг. Однако это место показалось В. В. Данилевскому подходящим для расположения здесь не просто жилого дома, а одного из производственных зданий Усть-Рудицкой фабрики.
Археологические раскопки в Усть-Рудице, проведенные в 1949-1954 гг., дали множество ценных находок и показали объем производственной деятельности Ломоносовской фабрики цветного стекла.

Изображение

Аннотация

Обложка зеленого бархата и печать в серебряном позолоченном футляре. Обложка зеленого бархата и печать в серебряном позолоченном футляре.
Титульный лист Титульный лист
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: Черный двуглавый орел, коронованный ДВУМЯ императорcкими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона. Орел держит золотые скипетр и державу.
На груди орла ГЕРБ МОСКОВСКИЙ: в червленом с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий копьем дракона. ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: Черный двуглавый орел, коронованный ДВУМЯ императорcкими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона. Орел держит золотые скипетр и державу.
На груди орла ГЕРБ МОСКОВСКИЙ: в червленом с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий копьем дракона.
ВЛАДИМИРСКИЙ: в алом поле желтый лев в короне держит в передних лапах крест.

КАЗАНСКИЙ: Змий черный с короной золотой, крылья красные подняты вверх.

СИБИРСКИЙ: Два черных соболя стоят на задних лапах и держат золотой лук, две перекрещенные стрелы остриями вниз и золотую корону.

КАБАРДИНСКИЙ: В голубом поле алый азиатский оборонительный щит, на котором находится луна. За щитом две черные стрелы с серебряным оперением. Между стрелами находится серебряная звезда.

ЛИФЛЯНДСКИЙ: серебряный гриф, у коего хвост подогнут. В правой передней лапе, по описанию, держит золотой меч.



ВЛАДИМИРСКИЙ: в алом поле желтый лев в короне держит в передних лапах крест.

КАЗАНСКИЙ: Змий черный с короной золотой, крылья красные подняты вверх.

СИБИРСКИЙ: Два черных соболя стоят на задних лапах и держат золотой лук, две перекрещенные стрелы остриями вниз и золотую корону.

КАБАРДИНСКИЙ: В голубом поле алый азиатский оборонительный щит, на котором находится луна. За щитом две черные стрелы с серебряным оперением. Между стрелами находится серебряная звезда.

ЛИФЛЯНДСКИЙ: серебряный гриф, у коего хвост подогнут. В правой передней лапе, по описанию, держит золотой меч.



СМОЛЕНСКИЙ: сей герб содержит в серебряном поле черную пушку, стоящую на зеленом грунте. На пушке сидит райская птица.

ЮГОРСКИЙ: В серебряном поле из голубых облаков простираются две руки и держат две скрещенные пики, обращенные острыми концами вверх. СМОЛЕНСКИЙ: сей герб содержит в серебряном поле черную пушку, стоящую на зеленом грунте. На пушке сидит райская птица.

ЮГОРСКИЙ: В серебряном поле из голубых облаков простираются две руки и держат две скрещенные пики, обращенные острыми концами вверх.
ВЯТСКИЙ: В золотом поле простирается из тучи правая рука, держащая золотой лук с натянутою к выстрелу стрелою, а над концом стрелы изображен алый крест.

НИЖЕГОРОДСКИЙ: В серебряном поле красный олень с черными рогами и копытами. ВЯТСКИЙ: В золотом поле простирается из тучи правая рука, держащая золотой лук с натянутою к выстрелу стрелою, а над концом стрелы изображен алый крест.

НИЖЕГОРОДСКИЙ: В серебряном поле красный олень с черными рогами и копытами.
РЯЗАНСКИЙ: В золотом поле на зеленой земле князь в пурпуровой мантии, увенчанный княжеским венцом; в правой руке держит обнаженный меч.

ЯРОСЛАВСКИЙ: В серебряном поле черный медведь с золотой алебардой на левом плече. РЯЗАНСКИЙ: В золотом поле на зеленой земле князь в пурпуровой мантии, увенчанный княжеским венцом; в правой руке держит обнаженный меч.

ЯРОСЛАВСКИЙ: В серебряном поле черный медведь с золотой алебардой на левом плече.
УДОРСКИЙ: В черном поле серебряная лисица.

КОНДИЙСКИЙ: В зеленом поле голый дикий человек с дубиной на правом плече.

КАРТАЛИНСКИЙ: В золотом поле зеленая огнедышащая гора, пронзенная двумя черными стрелами.

УДОРСКИЙ: В черном поле серебряная лисица.

КОНДИЙСКИЙ: В зеленом поле голый дикий человек с дубиной на правом плече.

КАРТАЛИНСКИЙ: В золотом поле зеленая огнедышащая гора, пронзенная двумя черными стрелами.

ЧЕРКАССКИЙ: В красном поле на белом коне всадник в золотой одежде держит на правом плече дротик острием назад.

ГРУЗИНСКИЙ: Победоносец Святой Георгий на гнедом коне поражает дракона. ЧЕРКАССКИЙ: В красном поле на белом коне всадник в золотой одежде держит на правом плече дротик острием назад.

ГРУЗИНСКИЙ: Победоносец Святой Георгий на гнедом коне поражает дракона.
ИВЕРСКИЙ: В красном поле серебряный скачущий конь; над ним две звезды.

ОБДОРСКИЙ: В серебряном поле черная лисица.

БЕЛОЗЕРСКИЙ: В верхней части, в голубом поле, серебряный полумесяц и золотой крест. Нижняя часть представляет озеро, а в нем две серебряные рыбы "усматриваются как произведение сего озера", от которого область получила свое название.

РОСТОВСКИЙ: В алом поле серебряный олень с золотыми рогами, золотой гривой и золотыми копытами. ИВЕРСКИЙ: В красном поле серебряный скачущий конь; над ним две звезды.

ОБДОРСКИЙ: В серебряном поле черная лисица.

БЕЛОЗЕРСКИЙ: В верхней части, в голубом поле, серебряный полумесяц и золотой крест. Нижняя часть представляет озеро, а в нем две серебряные рыбы "усматриваются как произведение сего озера", от которого область получила свое название.

РОСТОВСКИЙ: В алом поле серебряный олень с золотыми рогами, золотой гривой и золотыми копытами.
ЧЕРНИГОВСКИЙ: В серебряном поле черный орел с золотой короной; в левом когте держит перед собой длинный золотой крест. ЧЕРНИГОВСКИЙ: В серебряном поле черный орел с золотой короной; в левом когте держит перед собой длинный золотой крест.
БОЛГАРСКИЙ: В зеленом поле зверь темной масти левой лапой держит красную хоругвь на золотом древке.

ПЕРМСКИЙ: В алом поле идущий медведь, который на хребте несет Евангелие с золотым крестом. БОЛГАРСКИЙ: В зеленом поле зверь темной масти левой лапой держит красную хоругвь на золотом древке.

ПЕРМСКИЙ: В алом поле идущий медведь, который на хребте несет Евангелие с золотым крестом.
ТВЕРСКОЙ: В алом поле золотой табуретец с зеленой бархатной подушкой, а на подушке золотой дворянский венец.

КОРЕЛЬСКИИ: В алом поле две руки в стальных латах держат обращенные вниз сабли. Над ними две княжеские короны.

ЭСТЛЯНДСКИЙ: В золотом поле три голубых льва с золотыми коронами. ТВЕРСКОЙ: В алом поле золотой табуретец с зеленой бархатной подушкой, а на подушке золотой дворянский венец.

КОРЕЛЬСКИИ: В алом поле две руки в стальных латах держат обращенные вниз сабли. Над ними две княжеские короны.

ЭСТЛЯНДСКИЙ: В золотом поле три голубых льва с золотыми коронами.
ПСКОВСКИЙ: Из серебряной тучи простирается рука, указывающая на животное светлой масти.

АСТРАХАНСКИЙ: В голубом поле серебряная сабля с золотой рукояткой, над саблей золотая корона.

НОВГОРОДСКИЙ: На серебряном поле около кресла с красной подушкой стоят черные медведи, они держат золотые скипетр и крест. Внизу четыре серебряные рыбы в голубом поле.

КИЕВСКИЙ: В голубом поле архангел Михаил "с пламенным мечом в правой руке". ПСКОВСКИЙ: Из серебряной тучи простирается рука, указывающая на животное светлой масти.

АСТРАХАНСКИЙ: В голубом поле серебряная сабля с золотой рукояткой, над саблей золотая корона.

НОВГОРОДСКИЙ: На серебряном поле около кресла с красной подушкой стоят черные медведи, они держат золотые скипетр и крест. Внизу четыре серебряные рыбы в голубом поле.

КИЕВСКИЙ: В голубом поле архангел Михаил "с пламенным мечом в правой руке".
Оборот титульного листа. Оборот титульного листа.
«Весовой покой» с весами, шкафчиком для реактивов.
Амур взвешивает и записывает пропорции шихты перед плавкой.
«Весовой покой» с весами, шкафчиком для реактивов.
Амур взвешивает и записывает пропорции шихты перед плавкой.
Амур смешивает красители для окрашивания стекла и немеркнущих смальт. Амур смешивает красители для окрашивания стекла и немеркнущих смальт.
Амур выковывает на наковальне металлический инструмент для работы со стеклом. Амур выковывает на наковальне металлический инструмент для работы со стеклом.
Амур промывает песок в проточной воде для шихты. Амур промывает песок в проточной воде для шихты.
Амур выливает расплавленную смальту на плоскость.
Амур выливает расплавленную смальту на плоскость.
Панорама Усть-Рудицкой фабрики.
Панорама Усть-Рудицкой фабрики.
Стеклоплавильная печь с купольным сводом «о шести устьях с муферами».
Стеклоплавильная печь с купольным сводом «о шести устьях с муферами».
Амур формует на ручном гончарном круге керамический тигель.
Амур формует на ручном гончарном круге керамический тигель.
Амур дозирует составные части шихты.
Амур дозирует составные части шихты.
Амур растирает в ступе исходные компоненты для варки смальты (кварц, оксид свинца, оксид селитры и красители). Амур растирает в ступе исходные компоненты для варки смальты (кварц, оксид свинца, оксид селитры и красители).
Лист 2. Лист 2.
«Наборный покой». 
Амур набирает мозаичный портрет Петра I.
«Наборный покой».
Амур набирает мозаичный портрет Петра I.
Амур шлифует набор при помощи «каменного бруска».
Амур шлифует набор при помощи «каменного бруска».
Амур разрезает листовое стекло.
Амур разрезает листовое стекло.
Амур выдувает сосуд, вынутый из горящей печки, при помощи стеклодувной трубки. Амур выдувает сосуд, вынутый из горящей печки, при помощи стеклодувной трубки.
Станок для шлифовки плоского набора.
Станок для шлифовки плоского набора.
Рабочий поселок при фабрике. Рабочий поселок при фабрике.
Механический станок для шлифовки цилиндрических изделий.
Механический станок для шлифовки цилиндрических изделий.
Амур шлифует плоский набор при помощи станочка. Амур шлифует плоский набор при помощи станочка.
«Антики» - изделия, выпускаемые Усть-Рудицкой фабрикой. «Антики» - изделия, выпускаемые Усть-Рудицкой фабрикой.
Амур вручную изготавливает тянутую смальту: он растягивает перед печью горячую стеклянную нить. Амур вручную изготавливает тянутую смальту: он растягивает перед печью горячую стеклянную нить.
Оборот второго листа.
ПОДПИСИ:
Канцлер действительной тайный Советник Сенатр и кавалер Граф Алексей Бестужев Рюмин
Сенатор Генерал и Генерал адъютант Гвардии Подполковник и кавалер Н.Бутурлин
Сенатор действительной тайной советник действителной Камергер шляхетного кадетцкого корпуса, Ладожскаго Канала Главной директор и обоих российских орденов кавалер князь Барис Юсупов.
Сенатор Генерал фелдъцейхмейстер Генерал Адютант действителный Камергер, лейбкомпании подпоручик Государственный межевщик обоих российских орденов и Святыя Анны Кавалер Граф Шувалов.
Сенатор Тайный Советник  и Кавалер Князь Иван Щербатов.
Сенатор Тайной Советник и Кавалер, Князь Алексей Голицын.
Сенатор тайной Советник и Кавалер Князь Иван…
Обер Секретарь Иван Ермолаев.
Секретарь Иван Рязанцов.
В сенате записана № 5
Оборот второго листа.
ПОДПИСИ:
Канцлер действительной тайный Советник Сенатр и кавалер Граф Алексей Бестужев Рюмин
Сенатор Генерал и Генерал адъютант Гвардии Подполковник и кавалер Н.Бутурлин
Сенатор действительной тайной советник действителной Камергер шляхетного кадетцкого корпуса, Ладожскаго Канала Главной директор и обоих российских орденов кавалер князь Барис Юсупов.
Сенатор Генерал фелдъцейхмейстер Генерал Адютант действителный Камергер, лейбкомпании подпоручик Государственный межевщик обоих российских орденов и Святыя Анны Кавалер Граф Шувалов.
Сенатор Тайный Советник и Кавалер Князь Иван Щербатов.
Сенатор Тайной Советник и Кавалер, Князь Алексей Голицын.
Сенатор тайной Советник и Кавалер Князь Иван…
Обер Секретарь Иван Ермолаев.
Секретарь Иван Рязанцов.
В сенате записана № 5
Амур, вынув стеклянную заготовку из печи, вручную оплавляет каждую бусину. Амур, вынув стеклянную заготовку из печи, вручную оплавляет каждую бусину.
Коленопреклоненный Амур с бусами в левой руке. Коленопреклоненный Амур с бусами в левой руке.
Амур рассматривает стеклянные фишки для игры солитер. Амур рассматривает стеклянные фишки для игры солитер.
Амуры рассматривают бусины на наличие дырочки. Амуры рассматривают бусины на наличие дырочки.
Амур выдувает стеклянную форму для кальяна. Амур выдувает стеклянную форму для кальяна.
Разложение солнечного луча на цвета спектра с помощью трехгранной призмы. Разложение солнечного луча на цвета спектра с помощью трехгранной призмы.
Амур формует набалдашник для трости. Амур формует набалдашник для трости.
Два амура надевают друг другу бусы. Два амура надевают друг другу бусы.
Амур считает на счетах расходы и хватается за голову.
Амур считает на счетах расходы и хватается за голову.
Амур нанизывает на веревочку стеклянные зеленые бусы или четки. Амур нанизывает на веревочку стеклянные зеленые бусы или четки.

К списку выставок