Версия для печати

Архив Кунсткамеры. Из истории первых археологических коллекций: собрание акваманилов

Выставку подготовили: Е. Ю. Басаргина, О. В. Иодко, М. В. Поникаровская, И. М. Щедрова
Выставка подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 12-03-00290а

 

 

Акваманил (фр. aquamanile) - рукомойник, или водолей. Акваманилы служили для омовения рук священника во время богослужения. Пользовались ими и на пирах, и в домашнем обиходе. В музейных собраниях Западной Европы сохранилось большое число бронзовых фигурных акваманилов. Нередко они имели вид различных реальных и фантастических животных, вооруженных рыцарей или иных групп. Период времени, которому принадлежат рукомойники подобного типа, весьма значителен: от XI до XV в.

Большая часть фигурных водолеев происходит из немецких областей, хотя их могли отливать везде, где в них имелась нужда и были подготовленные мастера. Несколько акваманилов было найдено в Сибири во время экспедиций начала XVIII в. Акваманилы пополнили археологическую коллекцию Кунсткамеры, и в 1730-е гг. некоторые из них были зарисованы академическими рисовальщиками для иллюстрации первого печатного каталога экспонатов Кунсткамеры - Musei Imperialis Petropolitani vols. 1-2. [СПб.]: Typis Academiae Imperilais Scientiarum, 1742. [1741-1744]. Все акваманилы, за исключением одного, погибли во время пожара в 1747 г.

Неизвестный художник. Акваманил в виде птицы. 1730-е гг.
Акварель, кисть. 306 х 468.
Р. IX. Оп. 4. Д. 176.
В левом нижнем углу тушью: Scrin. XVIII. n. 222.
В правом нижнем углу тушью: Семипалатинск. Montfaucon. Suppl. pl. LXXIII. 32.

Первые акваманилы были доставлены в 1720 г. в Петербург вместе с другими находками И. М. Лихарева - руководителя военной экспедиции, отправленной Петром I в 1719 г. в Восточный Туркестан на поиски золота, которого экспедиция, впрочем, не нашла. Лихарев приобрел несколько статуэток, которые местные крестьяне нашли при ограблении древних могил в окрестностях заброшенного буддийского монастыря XVII в. Аблаинкит (верховье Иртыша, совр. Казахстан). Все древности были доставлены Петру I. Император проявил большой интерес к этим находкам, и они были зарисованы, кратко описаны, а затем отправлены И. Д. Шумахером для определения французскому ученому-бенедектинцу Б. Монфокону, который их опубликовал с комментариями. Это была первая публикация русских археологических коллекций. После смерти Петра I статуэтки были переданы на хранение в Кунсткамеру.

В Каталоге Кунсткамеры 1741 г. водолей описан как «статуэтка гуся с вращающимся клювом» (Mus. Petrop. Vol. II, pars I, p. 113. № 222: Simulacrum anseris, rostro versatili). Вода наливалась в отверстие на спине птицы, носком служил клюв. Оперение прорисовано только на крыльях и на хвосте. В правом нижнем углу дана ссылка на издание Б. Монфокона. Сравнение рисунка с гравюрой, выполненной неизвестным художником для этого издания, не позволяет с полной уверенностью утверждать, что художники изобразили одну и ту же статуэтку. Не говоря уже о том, что оперение на гравюре обозначено более тщательно, чем на рисунке академического рисовальщика, форма шеи, головы и клюва у птиц переданы по-разному.

Неизвестный художник. Гравюра с изображением водолея в форме птицы, с пояснительным текстом: «Продолжение тех же памятников».
Supplement au livre de l'Antiquité expliquée et representée en figures. T. V. Les funerailles, par Bernard de Montfaucon. A Paris, 1724. Pl. LXXIII.

Качалов Г. А. Акваманил (?) в виде статуэтки конного рыцаря. 1730-е гг.
Акварель, кисть, перо. 300 х 470.
Р. IX. Оп. 4. Д. 212.

В левом нижнем углу тушью: рисовал Григорей Качаловъ
В левом углу тушью: 2862-2.
В левом нижнем углу тушью: Scrin. XVII. N. 35 189.
В правом верхнем углу тушью: 2
В правом нижнем углу тушью: Семипалатинск. Montfaucon. Suppl. pl. LXIX.

Григорий Аникиевич Качалов (1712 (1711?) - 1759) - гравер, рисовальщик; воспитанник академической гимназии, ученик О. Эллигера и Х.-А.Вортмана.; в 1757-1759 гг. руководил Гравировальной палатой. Акваманил предположительно относится к числу находок экспедиции И. М. Лихарева 1719-1720 гг.

Назначение статуэтки окончательно не выяснено. И. Д. Шумахер называл ее всадником, Б. Монфокон считал ее лампой. В каталоге Кунсткамеры 1741 г. она описана как статуэтка европейского всадника в латах (Mus. Petrop. Vol. II, pars I, p. 112. № 189: Statua equestis Europaeo armatu, e tumulo sepulcrali). Некоторые исследователи склонны видеть в статуэтке водолея. Служил ли всадник водолеем, по академическому рисунку судить трудно. Горлышком могло служить отверстие в голове, а носком - рот коня.

Статуэтка имеет западноевропейское происхождение и воспроизводит рыцарский доспех начала XV в. Тело всадника заковано в латы с налокотниками и наколенниками. Полусферический шлем с бармицей оставляет лицо открытым. Руки защищены стальными перчатками. Правой рукой всадник поднимал меч (утрачен). Лошадь с крупной головой, массивным туловищем с далеко отставленными задними ногами.

Статуэтка исчезла во время пожара Кунсткамеры в 1747 г.

Неизвестный художник. Гравюра с изображением статуэтки всадника из издания Б. Монфокона с пояснительным текстом: «Продолжение памятников, найденных между Сибирью и Каспийским морем в 1721 г.»
Supplement au livre de l'Antiquité expliquée et representée en figures. T. V. Les funerailles, par Dom Bernard de Montfaucon. A Paris, 1724. Pl. LXXI.
Место и время находки названы ошибочно.

Неизвестный художник. Водолей в виде коленопреклоненного мужчины со львом. Не позднее 1728 г.
Тушь, перо. 20 х 32 см

Лицевая сторона. Ф. 98. Оп. 1. Д. 22. Л. 375.
В правом верхнем углу тушью: 749. Guttus aeneus symbolicus e tumulis sepulchralibus Sibiriae a) operculum super cardine; b) versatile; c) leonis simulacrum liquorem eructans; d) manus sinistra consulto amputata; e) anguis simulacrum ansae vicem gerens (лат.: «Готский бронзовый узкогорлый сосуд символический из погребальных курганов Сибири. а) отверстие над теменем [над которым была утерянная крышка]; b) шарнир [на котором крутилась крышка]; c) изображение льва, из которого выливалась жидкость; d) левая рука отпилена; e) изображение змеи, образующей ручку»).

 

Обратная сторона. Ф. 98. Оп. 1. Д. 22. Л. 376.
В правом верхнем углу тушью: 751 Guttus aeneus symbolicus ab aversa facie (лат.: «готский бронзовый узкогорлый сосуд с обратной стороны»).

В 1728 г. из Медицинской Канцелярии в Кунсткамеру поступили коллекции, собранные Д. Г. Мессершмидтом во время его путешествия по Сибири в 1719-1727 гг. Среди археологических предметов находился и данный водолей, приобретенный Д. Г. Мессершмидтом в Западной Сибири.

Рисунок сохранился в рукописи Д. Г. Мессершмидта «Описание Сибири...» («Sibiria perlustrata...»). В перечне рисунков он назван так: «Guttus aeneus Göticus symbolicus vel hieroglyphicus, simulacrum exhibens herois in genua flexi, dextra leonem tenentis, anguem dorso symbolum vi et astu declaraturos; e tumulis sepulchralibus» (лат.: «Готский бронзовый узкогорлый сосуд символический или иероглифический, представляющий изображение коленопреклоненного героя, правой рукой держащего льва, а на спине змею - символы силы и хитрости; из погребальных курганов»). Водолей описан в Каталоге 1741 г.: «Gastrum aeneum ad lavandas manus comparatum specie hominis manu parvum leonis simulacrum sustinentis» (фигурный сосуд для омовения рук в форме человека, держащего в руке небольшую фигурку льва: Mus. Petrop. Vol. II, pars I, p. 100. Scrin. XVI, №. 160).

Сосуд имеет форму человека зрелого возраста. Я. И. Смирнов установил сходство его с фигурами, поддерживающими бронзовую купель начала XIII в. в соборе в Гильдесгейме в Нижней Саксонии. Мужские фигуры олицетворяли четыре райские реки: Тигр, Евфрат, Геон и Фисон.

Сибирский водолей имеет большое сходство с фигурой, персонифицирующую реку Фисон. Фисон омывал рай с севера и служил символом преклонного возраста. Голова Фисона и сибирского водолея имеют много общего: у них одинаковая длина бороды, и она указывает на их возраст, одна и та же прическа, одинаково серьезное, напряженное выражение лица. Сибирский акваманил вышел из той же гильдесгейской мастерской, где около 1230 г. была отлита купель.

Акваманил утрачен во время пожара 1747 г.

Бронзовая купель собора в Гильдесгейме. Фрагмент. Фигура, олицетворяющая реку Фисон.
Всеобщая история искусств. Т. 2. Кн. 1. М., 1960. Илл. 283.

 

Ф. Г. Маттарнови. Акваманил в виде кентавра. Клейма. 25 октября 1732 г. Акварель, кисть. 300 х 460.
Р. IX. Оп. 4. Д. 249.

В правом углу подпись художника тушью: gezeichnet Philipp Mattarnovij den 25 October 1732. В левом верхнем углу тушью: Scrin. XVIII. n. 3 226.
На обороте карандашом: Mus. Petrop. Vol. II, pars I, p. 113. Scrin. XVIII. №. 226 (III) - «Lychnis Scythicus ex aere, centaurum referens, superne corpore humano, inferiore ursino» (лат.: «Скифская лампа из меди в виде кентавра, с туловищем человека в верхней части и медведя в нижней»).

Филипп Георг Маттарнови (Philipp Georg Mattarnovy, 1714-1742) - рисовальщик и гравер, сын архитектора Г. И. Маттарнови.

Бронзовый литой водолей имеет форму кентавра с кувшином в руке и ручкой в виде неестественно изогнутого человечка. Горлышком служило отверстие на темени, носком - кувшин. Нижняя часть тела кентавра напоминает туловище лошади на коротких массивных ногах. Тело кентавра украшено медальонами с изображениями фантастических животных: предположительно, четырехглавого дракона, грифона, барса, (?). Акваманил был изготовлен в г. Гильдесгейм в Нижней Саксонии в первой половине XIII в. В Каталоге Кунсткамеры 1741 г. ошибочно указано, что кентавр служил подсвечником.

Погиб во время пожара 1747 г.

И. В. Люрсениус. Акваманил в виде дракона и драконоборца. 1735 г. Акварель.

Акваманил изображен в двух проекциях, с левой стороны и сверху.

Вид слева: «Рисунок медного идола наподобие змея». 45 х 28 см
Ф. 21. Оп. 5. Д. 39/51. Л. 1.
В правом нижнем углу подпись художника: «ad vivum del[ineavit] J.W. Lürsenius» (с натуры зарисовал И. В. Люрсениус).

Вид сверху: «Рисунок того же медного идола». 44 х 28 см
В правом нижнем углу подпись художника.
Ф. 21. Оп. 5. Д. 39/52. Л. 1.

Иоганн Вильгельм Люрсениус (Johann-Wilhelm Lürsenius, 1704-1771), уроженец Пруссии, с 1728 г. работал шрейбмейстером в гимназии Академии наук. Люрсениус был прикомандирован к академическому отряду Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции, где он зарисовывал местную флору, фауну, древности, принимал участие в изготовлении карт и планов городов. По возвращении из экспедиции в 1743 г. он стал мастером рисовального художества в Академии наук, с 1749 по 1754 г. был мастером «рисования трав и натуральных вещей» в Кунсткамере.

Бронзовый водолей в виде схватки дракона с драконоборцем был приобретен Г. Ф. Миллером во время Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции около 1735 г. где-то между Обью и Иртышом. Подобные акваманилы изготавливались в художественных мастерских Лотарингии в XII-XIII вв., однако точной аналогии «миллеровскому» акваманилу нет.

Акваманил представляет собой полую скульптурную композицию. По-видимому, его держали за крылья, потому что ручка отсутствует. Фигура дракона с большой головой, зубастой пастью, с конической шапочкой на голове (служившей крышечкой), мощными когтистыми передними лапами, крыльями и двойным загнутым хвостом. По спине дракона проходит рельефный орнамент в виде побега виноградной лозы.

В широко раскрытой пасти дракона голова рыцаря-драконоборца. Наружу выступают только две толстых, заплетенных косы, заканчивающихся накосниками (они служили сливами для воды). Двумя лапами дракон стиснул бедра рыцаря и притянул его к своей груди. Рыцарь изображен стоящим на коленях, обеими руками он уверенно держит дракона за уши. Исход схватки еще не предрешен.

Единственный акваманил, уцелевший во время опустошительного пожара Кунсткамеры в 1747 г. В 1927 г. акваманил поступил в экспозицию Эрмитажа, где он выставлен на постоянной экспозиции средневековой западноевропейской художественной пластики (инв. № Ф 2802).


К списку выставок