Версия для печати

К 300-летию Кунсткамеры. Китайская коллекция Я. В. Брюса

 

Граф Яков Вилимович Брюс (Jacob Daniel Bruce, 1670-1735), один из наиболее деятельных и просвещенных сподвижников Петра I в военных и дипломатических делах и во всем, что касалось распространения в России наук. Брюс был известен своей обширной ученостью, он имел вкус к научным занятиям, ревностно занимался артиллерией: ему принадлежит устройство первой артиллерийской и инженерной школы в Москве. Занимаясь составлением и переводом сочинений по математике, военному делу, географии, Брюс надзирал за ходом всего типографского дела в России. Лев Толстой писал о нем: «Брюс на всю Россию был самый чудесный человек».

Страстный коллекционер, он собрал ценное собрание предметов старины и научную библиотеку по разным отраслям знания, насчитывавшую 735 наименований. Его кабинет «курьезных вещей» был единственным в то время в России и включал в себя «математические, механические и другие инструменты, также натуралии, минералы, антиквитеты, личины и вообще как иностранные, так и внутренние куриозности».

По завещанию графа все курьезные вещи, составлявшие его библиотеку и кабинет, должны были поступить «на пользу обществу» в Академии наук. Летом 1735 г. «для удобнейшего разбору и познания книг и инструментов и всяких курьезных вещей, годных в Кунсткамеру» в Москву прибыл нотариус Христоф Тидеман из Академии наук. Тидеман должен был принять вещи согласно «росписи» и бережно доставить их в Петербург.

В конце августа вещи были приняты, уложены, но оставались в Москве до зимнего пути, потому что осенью Тидеман побоялся их вести, чтобы не повредить хрупкие вещи. В ноябре 1735 г. их отправили на 30 подводах под охраной конвоя. В 1736 г. библиотека Брюса влилась в книжное собрание Библиотеки, в Кунсткамеру перешла коллекция физических и астрономических инструментов, собрание монет и медалей. В состав Кунсткамеры вошло и его собрание китайских предметов искусства - едва ли не самое значительное в начале XVIII в.

Китайская коллекция Брюса отличалась универсальностью: в ней были представлены не только экзотические предметы и художественные памятники, но и бытовые вещи. Предметы были выполнены незадолго до их приобретения, в XVII - начале XVIII века. Во время пожара Кунсткамеры в 1747 г. согрели вместе с другими предметами китайской коллекции.

В 1753 г. для восстановления коллекций Кунсткамеры в Пекин был отправлен лекарь Франц-Лука Елачич (Элачич, Franciscus Lucas Jellatschitsch). Уроженец Вены, в 1742 г. он приехал в Петербург и 23 января 1748 г. был принят на службу в Академию наук лекарем с жалованием в 300 руб. в год. В Пекин он отправился в составе торгового каравана с поручением «все в Сибири и Китае достопамятное собрать и оное с собой привесть», чтобы восполнить сгоревшие китайскую и сибирскую коллекции и книжное собрание. В дорогу ему были вручены деньги и подробная, состоявшая из 16-ти пунктов инструкция, предписывавшая «все в Сибири и Китае достопамятное собрать и оное с собой привесть». В помощь ему был дан иллюстрированный каталог утраченных в пожаре вещей.

Прибыв в Петербург в июле 1756 г., Елачич передал Академии наук все привезенные им книги и предметы. Составленный им «Реестр китайским и маньчжурским книгам и вещам» насчитывал 274 номера: 50 книг и 224 предмета. Елачич покупал не только аналоги предметов, указанных в каталоге, но много других по своему выбору. Приняв по «Реестру» вещи и книги, унтер-библиотекарь Академии наук И. И. Тауберт рапортовал в Канцелярию академии о том, что они по значению и качеству были лучше утраченных во время пожара, и их было больше. Это были предметы, характеризующие быт, культуру, искусство китайцев. Коллекция, привезенная Елачичем из Китая в 1756 г. вместе с приобретенным в 1754 г. частным собранием известного коллекционера, иркутского «товарища губернатора» Лоренца Ланга, лично несколько раз побывавшего в Китае, позволили восстановить одну из лакун этнографического собрания Кунсткамеры - китайскую коллекцию.

 

Выставку подготовили: Е. Ю. Басаргина, О. В. Иодко, М. В. Поникаровская, И. М. Щедрова

Выставка подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 12-03-00290а

 

 

Изображение

Аннотация

I. Яков Вилимович Брюс и его коллекция.

1. Яков Вилимович Брюс. Литография. XIX в. 
Р. Х. Оп. 1-Б. Д. 106. Л. 1. I. Яков Вилимович Брюс и его коллекция.

1. Яков Вилимович Брюс. Литография. XIX в.
Р. Х. Оп. 1-Б. Д. 106. Л. 1.
2. «Ведомость что по описи явилось в доме покойного господина генерала фельтмаршала и кавалера Якова Виллемовича Брюса в Библиотеке инструментов разных и прочих вещей». 
Подлинник рукой писца. [1736] г. 
Ф. 3. Оп. 1. Д. 16. Л. 439.
Вещи были переданы в Кунсткамеру в 1736 г.
2. «Ведомость что по описи явилось в доме покойного господина генерала фельтмаршала и кавалера Якова Виллемовича Брюса в Библиотеке инструментов разных и прочих вещей».
Подлинник рукой писца. [1736] г.
Ф. 3. Оп. 1. Д. 16. Л. 439.
Вещи были переданы в Кунсткамеру в 1736 г.
3. Неизвестный художник.
Фигура из слоновой кости стоящего даосского божества. Китай. Конец XVI – XVII вв.
Бумага. Акварель. Тушь. 495 х 293. 1735 – 1740-е гг.
P. IX. Оп. 4. Д. 96. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 108. Nr. 77: Simulacrum viri Chinensis ex ebore, pallio amicti et scipionem tenentis (Фигурка китайского мужа, закутанного в плащ и держащего посох)
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г. 
3. Неизвестный художник.
Фигура из слоновой кости стоящего даосского божества. Китай. Конец XVI – XVII вв.
Бумага. Акварель. Тушь. 495 х 293. 1735 – 1740-е гг.
P. IX. Оп. 4. Д. 96. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 108. Nr. 77: Simulacrum viri Chinensis ex ebore, pallio amicti et scipionem tenentis (Фигурка китайского мужа, закутанного в плащ и держащего посох)
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г.
4. Неизвестный художник.
Бронзовая позолоченная курильница в форме мальчика (съёмная крышка) на чудо-звере цилине. Китай. XVII в. Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш. 470 х 300. 1735–1740-е гг. Р. IX. Оп. 4. Д. 85. Л. 1
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 112. Nr. 185–187: Tres Indi alcibus insidentes, e metallo (Три индийца, сидящие на лосях, из металла)
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г. 4. Неизвестный художник.
Бронзовая позолоченная курильница в форме мальчика (съёмная крышка) на чудо-звере цилине. Китай. XVII в. Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш. 470 х 300. 1735–1740-е гг. Р. IX. Оп. 4. Д. 85. Л. 1
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 112. Nr. 185–187: Tres Indi alcibus insidentes, e metallo (Три индийца, сидящие на лосях, из металла)
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г.
5. Неизвестный художник. 
Бронзовая статуэтка льва, сидящего на постаменте и оглядывающегося налево. Китай, конец XVII – начало XVIII в.  Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш. 470 х 300. 1735–1740 гг.
P. IX. Оп. 4. Д. 77. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 112. Nr. 194–195: Simulacra duo leonum e metallo (Две статуэтки львов их металла). 
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г. 5. Неизвестный художник.
Бронзовая статуэтка льва, сидящего на постаменте и оглядывающегося налево. Китай, конец XVII – начало XVIII в. Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш. 470 х 300. 1735–1740 гг.
P. IX. Оп. 4. Д. 77. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 112. Nr. 194–195: Simulacra duo leonum e metallo (Две статуэтки львов их металла).
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г.
6. Неизвестный художник.
Чаша в форме половинки персика, украшенная сбоку накладным цветком, на высокой ножке в форме облаков, из которых поднимается старец, подпирающий чашу правым плечом. Китай, XVII–начало XVIII в. 
Бумага. Акварель. Карандаш. 489 х 287. 1735–1740-е гг.
В левом нижнем углу тушью: Scrin XV n. 63, [33] Р. IX. Оп. 4. Д. 224. Л. 1.
	Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 107. Nr. 63: Pocillum ad instar conchae, ex marmore albo caesum, quod sigillo, speciem Chinensis viri referente, sustinetur (Бокальчик наподобие раковины, вырезанный из белого мрамора, подставкой ему служит статуэтка, изображающая китайского мужа)
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г. 6. Неизвестный художник.
Чаша в форме половинки персика, украшенная сбоку накладным цветком, на высокой ножке в форме облаков, из которых поднимается старец, подпирающий чашу правым плечом. Китай, XVII–начало XVIII в.
Бумага. Акварель. Карандаш. 489 х 287. 1735–1740-е гг.
В левом нижнем углу тушью: Scrin XV n. 63, [33] Р. IX. Оп. 4. Д. 224. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 107. Nr. 63: Pocillum ad instar conchae, ex marmore albo caesum, quod sigillo, speciem Chinensis viri referente, sustinetur (Бокальчик наподобие раковины, вырезанный из белого мрамора, подставкой ему служит статуэтка, изображающая китайского мужа)
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г.
7. Неизвестный художник.
Три фарфоровые статуэтки быка, козы и рыси
Бумага. Акварель. Карандаш. 495 х 296. Середина XVIII в. В левом нижнем углу тушью: «Scrin. N. [74–76] 147–149». У изображений тушью: «74 [147], [75] 148,  [76] 149»
Р. IX. Оп. 4. Д. 26. Л. 1  	 Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 110. Nr. 147–149: Simulacra tria Chinens. bovis, capri, et aeluri, ex porcellano (Три китайские статуэтки из фарфора: быка, козы и панды)
Предметы поступили в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачены во время пожара 1747 г. 7. Неизвестный художник.
Три фарфоровые статуэтки быка, козы и рыси
Бумага. Акварель. Карандаш. 495 х 296. Середина XVIII в. В левом нижнем углу тушью: «Scrin. N. [74–76] 147–149». У изображений тушью: «74 [147], [75] 148, [76] 149»
Р. IX. Оп. 4. Д. 26. Л. 1 Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 110. Nr. 147–149: Simulacra tria Chinens. bovis, capri, et aeluri, ex porcellano (Три китайские статуэтки из фарфора: быка, козы и панды)
Предметы поступили в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачены во время пожара 1747 г.
8. Неизвестный художник.
Бронзовое алтарное украшение в виде журавля, стоящего на подставке, голова повернута влево. Китай, XVII–начало XVIII в. Бумага. Акварель. Тушь. Белила. 480 х 289. 1736–1740-е гг.
В левом нижнем углу тушью: «Scrin XVII n. [43] 197»
P. IX. Оп. 4. Д. 215. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 112. Nr. 196–199: Tria simulacra aenea ciconiarum, et cancri unum aeneum (Три медных статуэтки журавлей и одна медная — рака). 
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г. 8. Неизвестный художник.
Бронзовое алтарное украшение в виде журавля, стоящего на подставке, голова повернута влево. Китай, XVII–начало XVIII в. Бумага. Акварель. Тушь. Белила. 480 х 289. 1736–1740-е гг.
В левом нижнем углу тушью: «Scrin XVII n. [43] 197»
P. IX. Оп. 4. Д. 215. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 112. Nr. 196–199: Tria simulacra aenea ciconiarum, et cancri unum aeneum (Три медных статуэтки журавлей и одна медная — рака).
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г.
9. Неизвестный художник.
Две бронзовых статуэтки: журавль с обломанным стеблем в клюве и краб. Китай, начало XVIII в.
Бумага. Акварель. Тушь. 490 х 288. 1736–1740-е гг.
В левом нижнем углу тушью: «Scrin XVII n. 198–199; [44–45]». Под изображением журавля тушью: «198»
P. IX. Оп. 4. Д. 216. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 112. Nr. 196–199: Tria simulacra aenea ciconiarum, et cancri unum aeneum (Три медных статуэтки журавлей и одна медная — рака). 
Предметы поступили в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачены во время пожара 1747 г. 9. Неизвестный художник.
Две бронзовых статуэтки: журавль с обломанным стеблем в клюве и краб. Китай, начало XVIII в.
Бумага. Акварель. Тушь. 490 х 288. 1736–1740-е гг.
В левом нижнем углу тушью: «Scrin XVII n. 198–199; [44–45]». Под изображением журавля тушью: «198»
P. IX. Оп. 4. Д. 216. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 112. Nr. 196–199: Tria simulacra aenea ciconiarum, et cancri unum aeneum (Три медных статуэтки журавлей и одна медная — рака).
Предметы поступили в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачены во время пожара 1747 г.
10. Неизвестный художник.
Высокая корзиночка с подвижной ручкой на двух ушках, украшенная сверху резными цветами. Китай, конец XVII—начало XVIII в.
Бумага. Акварель. Тушь. 490 х 295. 1736 – 1740-е гг. Р. IX. Оп. 4. Д. 32. Л. 1 	Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 106. Nr. 50: Corbis Indicus ex cornu Rhinocerotis, utroque latere frondibus excisis ornatus (Индийская корзинка из рога носорога, украшенная с двух сторон по бокам резным растительным орнаментом)
	Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г. 10. Неизвестный художник.
Высокая корзиночка с подвижной ручкой на двух ушках, украшенная сверху резными цветами. Китай, конец XVII—начало XVIII в.
Бумага. Акварель. Тушь. 490 х 295. 1736 – 1740-е гг. Р. IX. Оп. 4. Д. 32. Л. 1 Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 106. Nr. 50: Corbis Indicus ex cornu Rhinocerotis, utroque latere frondibus excisis ornatus (Индийская корзинка из рога носорога, украшенная с двух сторон по бокам резным растительным орнаментом)
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г.
11. Неизвестный художник. 
Квадратный поднос с чашкой.
Китай, конец XVII–начало XVIII в. 
Бумага, акварель, карандаш. 475 х 293. 1735–1740-е гг.
В левом нижнем углу тушью: «Scrin. XV. N. 49»
СПФ АРАН. Р. IX. Оп. 4. Д. 33. Л. 1 	Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 106. Nr. 49: Discus quadratus in rhombum, caelatus variis floribus, qui ad potiones convivis ministrandas adhibetur: cui impositum est pocillum, quales ad potiones caldas usurpamus; ex alabastro Indico. (Квадратный поднос в ромбе, с  разными резными цветами, который служит для подачи напитков сотрапезникам: на нем стоит чашечка, какими мы пользуемся для горячих напитков; из индийского алебастра)
	Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г. 11. Неизвестный художник.
Квадратный поднос с чашкой.
Китай, конец XVII–начало XVIII в.
Бумага, акварель, карандаш. 475 х 293. 1735–1740-е гг.
В левом нижнем углу тушью: «Scrin. XV. N. 49»
СПФ АРАН. Р. IX. Оп. 4. Д. 33. Л. 1 Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 106. Nr. 49: Discus quadratus in rhombum, caelatus variis floribus, qui ad potiones convivis ministrandas adhibetur: cui impositum est pocillum, quales ad potiones caldas usurpamus; ex alabastro Indico. (Квадратный поднос в ромбе, с разными резными цветами, который служит для подачи напитков сотрапезникам: на нем стоит чашечка, какими мы пользуемся для горячих напитков; из индийского алебастра)
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г.
12. Неизвестный художник.
Оловянная чаша для промывки кистей с горлышком, шаровидным приплюснутым телом, покрытая красным лаком и украшенная рельефными растениями и ручками-маскаронами Китай. Начало XVIII в.
Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш. 466 x 300. 1735–1740 гг.
P. IX. Оп. 4. Д. 9. Л. 1
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 105. Nr. 30: Vasculum e plumbo formatum, incrustatione rubra obductum, floribus incisis (Вазочка из олова, покрытая красным лаком и рельефными цветами)
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я.В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г. 12. Неизвестный художник.
Оловянная чаша для промывки кистей с горлышком, шаровидным приплюснутым телом, покрытая красным лаком и украшенная рельефными растениями и ручками-маскаронами Китай. Начало XVIII в.
Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш. 466 x 300. 1735–1740 гг.
P. IX. Оп. 4. Д. 9. Л. 1
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 105. Nr. 30: Vasculum e plumbo formatum, incrustatione rubra obductum, floribus incisis (Вазочка из олова, покрытая красным лаком и рельефными цветами)
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я.В. Брюса. Утрачен во время пожара 1747 г.
13. Неизвестный художник.
Две нефритовые чашечки, одна под другой, с резным растительным орнаментом. Китай, конец XVII—начало XVIII в. Бумага. Карандаш. Размытая тушь. 470 х 300. 1735 – 1740-е гг.
В правом верхнем углу тушью: «Scrin XV n.[31–32] 61–62»
Р. IX. Оп. 4. Д. 75. Л. 1
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 107. Nr. 61, 62: Pocilla duo Chinensia ex marmore albo, in quibus flores caelati sunt (Два китайских бокальчика из белого мрамора, с резными цветами)
	Предметы поступили в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачены во время пожара 1747 г. 13. Неизвестный художник.
Две нефритовые чашечки, одна под другой, с резным растительным орнаментом. Китай, конец XVII—начало XVIII в. Бумага. Карандаш. Размытая тушь. 470 х 300. 1735 – 1740-е гг.
В правом верхнем углу тушью: «Scrin XV n.[31–32] 61–62»
Р. IX. Оп. 4. Д. 75. Л. 1
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 107. Nr. 61, 62: Pocilla duo Chinensia ex marmore albo, in quibus flores caelati sunt (Два китайских бокальчика из белого мрамора, с резными цветами)
Предметы поступили в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса. Утрачены во время пожара 1747 г.
II. Восстановление китайской коллекции

14. «Каталог, данный лекарю Елачичу при отправлении его с караваном в Пекин для доставления таковых же вещей, какие в бывший в 1747 г. Кунсткамере пожар сгорели и утратились; чего ради прежде деланных тем вещам рисунков приложены копии». 
Титульный лист. Подлинник рукой писца, подпись-автограф А. Ханина. [1753]
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808а. Л. 1а. II. Восстановление китайской коллекции

14. «Каталог, данный лекарю Елачичу при отправлении его с караваном в Пекин для доставления таковых же вещей, какие в бывший в 1747 г. Кунсткамере пожар сгорели и утратились; чего ради прежде деланных тем вещам рисунков приложены копии».
Титульный лист. Подлинник рукой писца, подпись-автограф А. Ханина. [1753]
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808а. Л. 1а.
15. Неизвестный художник.
«Трое ученых китайцев под деревом стоящие вырезаны из разноцветного камня вышиною 17 дюймов». 
Копия. Бумага. Акварель. Чернила. 327 х 194. [1753]
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808а. Л. 25
Изображение из «Каталога, данного лекарю Елачичу…». Подлинник рисунка хранится в коллекции рисунков Кунсткамеры: P. IX. Оп. 4. Д. 17. Л. 1.
Согласно атрибуции М. Л. Меньшиковой, на рисунке изображена скульптурная группа: скала, омываемая волнами, на скале сосна, уходящая в облака; под сосной — божества: Фу-син и Лу-син с развернутым свитком в руках и Шоу-син с оленем. Скульптура изготовлена в Китае в XVII в. 
«Нарисованный музей» Петербургской Академии наук. 1725–1760. Т. 1. СПб., 2003. № 1114. 15. Неизвестный художник.
«Трое ученых китайцев под деревом стоящие вырезаны из разноцветного камня вышиною 17 дюймов».
Копия. Бумага. Акварель. Чернила. 327 х 194. [1753]
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808а. Л. 25
Изображение из «Каталога, данного лекарю Елачичу…». Подлинник рисунка хранится в коллекции рисунков Кунсткамеры: P. IX. Оп. 4. Д. 17. Л. 1.
Согласно атрибуции М. Л. Меньшиковой, на рисунке изображена скульптурная группа: скала, омываемая волнами, на скале сосна, уходящая в облака; под сосной — божества: Фу-син и Лу-син с развернутым свитком в руках и Шоу-син с оленем. Скульптура изготовлена в Китае в XVII в.
«Нарисованный музей» Петербургской Академии наук. 1725–1760. Т. 1. СПб., 2003. № 1114.
16. Неизвестный художник.
«Статуя мужа китайского из разноцветного камня подле которого нищий стоя милостыню просит. Вышиною 10½ дюймов»
Копия. Бумага. Акварель. Чернила. 327 х 194. [1753]
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808а. Л. 28.
Изображение из «Каталога, данного лекарю Елачичу…». Подлинник рисунка хранится в коллекции рисунков Кунсткамеры: P. IX. Оп. 4. Д. 8. Л. 1. 
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 105. Nr. 31: Sigillum Chinens. ex alabastro variegate virum Chinensem, adstante genio, exhibens (Китайская фигурка, изображающая китайского мужа из раскрашенного алебастра, рядом с которым стоит его гений).
Согласно атрибуции М. Л. Меньшиковой на рисунке изображены фигуры даосского бессмертного Лю Дун бинь (?) с демоном слева за спиной. Скульптура изготовлена в Китае в конце XVII в. «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук. 1725–1760. Т. 1. СПб., 2003. № 1118.
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса, утрачен во время пожара 1747 г. 
16. Неизвестный художник.
«Статуя мужа китайского из разноцветного камня подле которого нищий стоя милостыню просит. Вышиною 10½ дюймов»
Копия. Бумага. Акварель. Чернила. 327 х 194. [1753]
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808а. Л. 28.
Изображение из «Каталога, данного лекарю Елачичу…». Подлинник рисунка хранится в коллекции рисунков Кунсткамеры: P. IX. Оп. 4. Д. 8. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 105. Nr. 31: Sigillum Chinens. ex alabastro variegate virum Chinensem, adstante genio, exhibens (Китайская фигурка, изображающая китайского мужа из раскрашенного алебастра, рядом с которым стоит его гений).
Согласно атрибуции М. Л. Меньшиковой на рисунке изображены фигуры даосского бессмертного Лю Дун бинь (?) с демоном слева за спиной. Скульптура изготовлена в Китае в конце XVII в. «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук. 1725–1760. Т. 1. СПб., 2003. № 1118.
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса, утрачен во время пожара 1747 г.
17. Неизвестный художник.
Изображение шести вазочек, утраченных во время пожара Кунсткамеры в 1747 г. 
Копия. Бумага. Акварель. Чернила. 327 х 194. [1753]
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808а. Л. 51. 
Изображение из «Каталога, данного лекарю Елачичу…». Две вазочки в верхнем ряду происходили из коллекции Я. В. Брюса. 17. Неизвестный художник.
Изображение шести вазочек, утраченных во время пожара Кунсткамеры в 1747 г.
Копия. Бумага. Акварель. Чернила. 327 х 194. [1753]
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808а. Л. 51.
Изображение из «Каталога, данного лекарю Елачичу…». Две вазочки в верхнем ряду происходили из коллекции Я. В. Брюса.
18. Неизвестный художник. 
Изображение четырех статуэток, утраченных во время пожара Кунсткамеры в 1747 г.
Копия. Бумага. Акварель. Чернила. 325 х 194. [1753] 
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808 а. Л. 36.
Изображение из «Каталога, данного лекарю Елачичу…». Справа внизу изображена фигура из слоновой кости стоящего даосского божества. Подлинник рисунка хранится в коллекции рисунков Кунсткамеры: P. IX. Оп. 4. Д. 268. Л. 96 (см. выше). 18. Неизвестный художник.
Изображение четырех статуэток, утраченных во время пожара Кунсткамеры в 1747 г.
Копия. Бумага. Акварель. Чернила. 325 х 194. [1753]
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808 а. Л. 36.
Изображение из «Каталога, данного лекарю Елачичу…». Справа внизу изображена фигура из слоновой кости стоящего даосского божества. Подлинник рисунка хранится в коллекции рисунков Кунсткамеры: P. IX. Оп. 4. Д. 268. Л. 96 (см. выше).
19. Неизвестный художник.
«Слон медной по индейскому обычаю убранной вышиною 7 ½ дюймов»
Копия. Бумага. Акварель. Чернила. 325 х 193. [1753] 
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808 а. Л. 84.
Изображение из «Каталога, данного лекарю Елачичу…». Подлинник рисунка хранится в коллекции рисунков Кунсткамеры: P. IX. Оп. 4. Д. 268. Л. 1. 
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 112. Nr. 193: Simulacrum elephantis, e metallo, more Indorum ornati (Фигурка слона, из металла, украшенного на индийский манер). 
М. Л. Меньшикова датирует статуэтку концом XVII – началом XVIII в.: «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук. 1725–1760. Т. 1. СПб., 2003. № 1190.
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса, утрачен во время пожара 1747 г. Аналог приобретен до 1768 г. 19. Неизвестный художник.
«Слон медной по индейскому обычаю убранной вышиною 7 ½ дюймов»
Копия. Бумага. Акварель. Чернила. 325 х 193. [1753]
Ф. 3. Оп. 1. Д. 808 а. Л. 84.
Изображение из «Каталога, данного лекарю Елачичу…». Подлинник рисунка хранится в коллекции рисунков Кунсткамеры: P. IX. Оп. 4. Д. 268. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. II. Pars I. P. 112. Nr. 193: Simulacrum elephantis, e metallo, more Indorum ornati (Фигурка слона, из металла, украшенного на индийский манер).
М. Л. Меньшикова датирует статуэтку концом XVII – началом XVIII в.: «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук. 1725–1760. Т. 1. СПб., 2003. № 1190.
Предмет поступил в Кунсткамеру в 1736 г. из коллекции Я. В. Брюса, утрачен во время пожара 1747 г. Аналог приобретен до 1768 г.
20. «Каталог, находящимся в Императорской Кунсткамере всяким художественным и редким вещам, вновь ревизованной в 1768 г.». Титульный лист 
Подлинник рукой писца, подпись-автограф С. К. Котельникова и приписками о ревизиях 1770 и 1792 гг. Ранее 1768 г.
Ф. 3. Оп. 1. Д. 2245. Л 3.
Текст статьи каталога: «Слон с башнею, употребляемой вместо цветочного горшка, вышиною в 3 ¾ вершка» описан в разделе «Каталога …» – «Вещи медные» под № 23. 20. «Каталог, находящимся в Императорской Кунсткамере всяким художественным и редким вещам, вновь ревизованной в 1768 г.». Титульный лист
Подлинник рукой писца, подпись-автограф С. К. Котельникова и приписками о ревизиях 1770 и 1792 гг. Ранее 1768 г.
Ф. 3. Оп. 1. Д. 2245. Л 3.
Текст статьи каталога: «Слон с башнею, употребляемой вместо цветочного горшка, вышиною в 3 ¾ вершка» описан в разделе «Каталога …» – «Вещи медные» под № 23.

К списку выставок