Версия для печати

Архив Кунсткамеры: Сбор и изучение тератологической коллекции в XVIII в.

 

Тератологические коллекции, которые начали собирать с появлением моды на все необычное, способствовали научному истолкованию уродств животных и человека, давали возможность сопоставить различные уродства и разработать их классификацию. Одна из первых подобных коллекций была собрана в конце XVII в. голландским анатомом Фредериком Рюйшем (1638-1731), который разработал особый способ консервации мертвого тела. Препараты Рюйша благодаря его уникальной технике наполнения кровеносных сосудов окрашенными затвердевающими массами показывают богатство и разнообразие кровеносной системы, мельчайшие разветвления сосудов. Петр I во время пребывания в Голландии (1697-1698) ознакомился с этой коллекцией и в 1717 г. приобрел для Кунсткамеры этот «совершенный некрополь».

Петр издал ряд указов о собирании древностей, любопытных образцов флоры и фауны, в том числе и уродств человека, животных и птиц. Один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры - фрагмент двух сосен с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями. По преданию, на месте, где росли эти деревья, Петр приказал заложить фундамент здания Кунсткамеры. В куриозном и уродливом он не только искал развлечения или новых подтверждений тому, что природа своенравно и капризно распределяет свои дары и задатки. Одна из целей коллекционирования состояла в преодолении предрассудков и страхов, внушенных невежеством, о причастности дьявольских сил к появлению уродств у человека и животных. Ставились и медико-биологические задачи.

Указ Петра 28 января 1704 г. повелевал «под смертью, чтоб повивальные бабки рождаемых младенцев, которые родятся особым некаким видом, или несущественным образом, или каким чудом, не убивали и не таили, а объявляли о них тех приходов священникам; а священники ж про то объявляли в Монастырском приказе...». Указом 13 февраля 1718 г. Петр обязывал доставлять всех обнаруженных живых или мертвых уродов (людей и животных) в Кунсткамеру (см. Приложение). Благодаря именным указам «собирательство» уродов стало государственным делом и приобрело массовый характер, что привело к быстрому росту открытой для обозрения тератологической коллекции.

По указу Петра в Кунсткамеру доставлялись не только мертвые, но и живые «монстры». Одним из них был карлик Фома Игнатьев ростом 126 см, который имел на ногах и руках уродливые пальцы, похожие на клешни рака, что не мешало ему ходить, поднимать и брать деньги на потеху публике. Приходя в Кунсткамеру, Петр I здоровался с ним за руку.

Ученым, отправлявшимся в экспедиции по России для исследования ее естественнонаучных богатств, вменялось в обязанность сообщать обо всех достопримечательных предметах, а также о встречающихся отклонениях от нормального развития в растительном и животном царстве. Благодаря этим мерам Кунсткамера обогатилась редкими препаратами уродств человека и животных. В 1778 г. в коллекции находились 42 человеческих урода.

Материалом коллекций Кунсткамеры широко пользовались для своих научных исследований анатомы. С 1747 по 1758 г. в Академии наук работал голландский врач Авраам Каау-Бургаве (Abraham Kaau Boerhaave 1715-1758) - автор диссертации «О монстрах» (1754). С 1767 г. анатомической коллекцией заведовал Каспар-Фридрих Вольф (Kaspar-Friedrich Wolff, 1733/34-1794) - один из основателей эмбриологии и сторонник идеи эпигенеза, т. е. постепенного развития организмов путем новообразований. Вольф использовал материал уродств для обоснования своей научной теории и отстаивал мысль о естественном происхождении уродов. Основной взгляд Вольфа на уродства хорошо выражен им в афоризме: «Monstra sunt eiusmodi tentamina naturae» - «Уроды - это своего рода попытки природы». Смысл этого афоризма в том, что уродства свидетельствуют о непрерывном творчестве природы, причем неудачные попытки обречены на гибель, а удачные могут сохраниться и закрепиться. Вольф изучал находившуюся в его заведовании коллекцию при помощи анатомического ножа: он сделал вскрытия, детально изучил и описал 10 человеческих монстров. Бэр рассказывает, что когда он хотел ознакомиться с внутренним строением одного из сохраняемых в спирту трупиков, то оказалось, что все внутренности удалены, и труп набит ватой. Вольф готовил обширный труд, основанный на вскрытиях монстров, принадлежавших к академической коллекции, но этот труд остался незавершенным. Все описанные им монстры принадлежат к категории двойных уродов, сросшихся в различных положениях. После Вольфа детально исследовал различные виды уродств анатом П. П. Загорский, пришедший работать в Кунсткамеру в 1805 г. Тератологические коллекции изучал и академик К. М. Бэр.

Приложение: Указ Петра I от 13 февраля 1718 г. о передаче родившихся монстров в каждом городе коменданту и о назначении за них платы и о штрафе за утайку.

 

Выставку подготовили Е. Ю. Басаргина, И. М. Щедрова, К. Г. Шишкина, М. В. Поникаровская.
Выставка подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 12-03-00290а.

Мы благодарим с.н.с. Лаборатории консервации и реставрации документов СПФ АРАН Т. Д. Перову за помощь в подготовке выставки.

 

Изображение

Аннотация

I. У истоков тератологической коллекции.

1. Заверенный нотариусом Abr. Tzewen контракт с Ф. Рюйшем о приобретении его коллекций на голландском языке. Апрель 1717 г. 
Р. III. Оп. 1. Д. 69. Л. 1. I. У истоков тератологической коллекции.

1. Заверенный нотариусом Abr. Tzewen контракт с Ф. Рюйшем о приобретении его коллекций на голландском языке. Апрель 1717 г.
Р. III. Оп. 1. Д. 69. Л. 1.
2. Выписка из указа Петра I от 13 февраля 1718 г. о передаче родившихся монстров в каждом городе коменданту и о назначении за них платы и о штрафе за утайку.
Первый лист
Копия рукой писца 
1814 г.
Ф. 3. Оп. 8. Д. 2. Л. 1.
См. Приложение. 2. Выписка из указа Петра I от 13 февраля 1718 г. о передаче родившихся монстров в каждом городе коменданту и о назначении за них платы и о штрафе за утайку.
Первый лист
Копия рукой писца
1814 г.
Ф. 3. Оп. 8. Д. 2. Л. 1.
См. Приложение.
3. То же. Продолжение.
Ф. 3. Оп. 8. Д. 2. Л. 1 об.–2.
См. Приложение. 3. То же. Продолжение.
Ф. 3. Оп. 8. Д. 2. Л. 1 об.–2.
См. Приложение.
II. Уродства в растительном царстве.

4. Д. Г. Мессершмидт. Рисунок ветки березы, изогнутой в форме серпа. 
Тряпичная бумага. Железо-галловые чернила. Графитный карандаш. 
315 х 200.
[1722 г.] 
В центре помета рукой Д. Г. Мессершмидта на латинском языке: Ramulus Betulae deformis falculam messoriam simulans, e silvis Jenizee fluvii Kirgisicis haud longe a Krasnojarska ad Katscha fluvii ostium urbe, repertus (лат. Уродливая ветка березы в форме серпа для жатвы, найденная в киргизских лесах на реке Енисей недалеко от города Красноярска на месте впадения реки Кача). 
Слева внизу помещена измерительная шкала. 
Ф. 98. Оп. 1. Д. 22. Л. 189. II. Уродства в растительном царстве.

4. Д. Г. Мессершмидт. Рисунок ветки березы, изогнутой в форме серпа.
Тряпичная бумага. Железо-галловые чернила. Графитный карандаш.
315 х 200.
[1722 г.]
В центре помета рукой Д. Г. Мессершмидта на латинском языке: Ramulus Betulae deformis falculam messoriam simulans, e silvis Jenizee fluvii Kirgisicis haud longe a Krasnojarska ad Katscha fluvii ostium urbe, repertus (лат. Уродливая ветка березы в форме серпа для жатвы, найденная в киргизских лесах на реке Енисей недалеко от города Красноярска на месте впадения реки Кача).
Слева внизу помещена измерительная шкала.
Ф. 98. Оп. 1. Д. 22. Л. 189.
III. Уродства в животном царстве. 


5. Д. Г. Мессершмидт. «Vitulus monstrosus. Ad Regn[um] anim[ale] № 200». Уродливый теленок. К [разделу] «Царство животных», № 200. Автограф Д. Г. Мессершмидта.
Тряпичная бумага. Железо-галловые чернила. Графитный карандаш. 
Размер листа: 320 х 195. Размер рисунка: 130 х 195
[1722 г.] 
Под рисунком помета рукой Д. Г. Мессершмидта на латинском языке: Monstrum vaccinum seu vitulus monstrosus biceps pedibus ternis quarti (a) vestigio quodam juxta dorsi spinam protuberante, postrioribus vero retrorsum decussatis adeoque intortis ut tibiae (c) femoribus (b) qua cutim coalitae, prorsus essent immobiles, solo deinde tarso (d) cum metatarso (e) flexilibus, motuique obsequentibus. Thoracibus geminis, sed sinistro valde angustato: de reliquis judicare non erat integrum, quod viscera a canibus essent turpiter dilaniata. Foemellus erat, atque nata in Jassaulowa pago ultimis Februariis diebus; ad bilancem (non habita viscerum deficientium ratione) pendens Hxxi Ruthenicas; offerebatur mihi a servis meis ad delianeandum quidem, nam asservationem jamjam vetabat dilaceratio partium, et putredinosa corruptio.
d. 25 Mart. 1722. Krasnoyarkÿ ad Katscha fl. Ostium et Jenizeei.
Daniel Gottlieb Messerschmidt Dr
Delin[eavit] m[anu] pr[opria] 

Корова-урод, или уродливый теленок, двухголовый, с тремя ногами, на месте четвертой (a) — набухшй выступ у спинного хребта; задние ноги вывернуты крестообразно и к тому же скручены, так что берцовые кости (c) у бедер (b) в том месте, где они соединяются с кожей, совершенно неподвижны, гибкие же только в предплюсне (d) и плюсне (e) и способны к движению. С двумя грудными клетками, но левая намного уже: об остальном же нельзя судить беспристрастно, так как внутренности были беспощадно растерзаны собаками. Это была телка, и родилась она в деревне Яссавлова (Ессауловка?) в последних числах февраля: на весах (не принимая в расчет недостающих внутренностей) она весила 121 русский фунт (ок. 48 кг); мне же ее доставили мои слуги для зарисовки, ведь растерзание частей и начавшиеся зловонное разложение уже не позволяли сохранить ее. 
25 марта 1722 г. Красноярск на месте впадения реки Качи в Енисей. 
Д-р Даниил Готтлиб Мессершмидт
Нарисовал собственноручно
Ф. 98. Оп. 1. Д. 22. Л. 245. III. Уродства в животном царстве.


5. Д. Г. Мессершмидт. «Vitulus monstrosus. Ad Regn[um] anim[ale] № 200». Уродливый теленок. К [разделу] «Царство животных», № 200. Автограф Д. Г. Мессершмидта.
Тряпичная бумага. Железо-галловые чернила. Графитный карандаш.
Размер листа: 320 х 195. Размер рисунка: 130 х 195
[1722 г.]
Под рисунком помета рукой Д. Г. Мессершмидта на латинском языке: Monstrum vaccinum seu vitulus monstrosus biceps pedibus ternis quarti (a) vestigio quodam juxta dorsi spinam protuberante, postrioribus vero retrorsum decussatis adeoque intortis ut tibiae (c) femoribus (b) qua cutim coalitae, prorsus essent immobiles, solo deinde tarso (d) cum metatarso (e) flexilibus, motuique obsequentibus. Thoracibus geminis, sed sinistro valde angustato: de reliquis judicare non erat integrum, quod viscera a canibus essent turpiter dilaniata. Foemellus erat, atque nata in Jassaulowa pago ultimis Februariis diebus; ad bilancem (non habita viscerum deficientium ratione) pendens Hxxi Ruthenicas; offerebatur mihi a servis meis ad delianeandum quidem, nam asservationem jamjam vetabat dilaceratio partium, et putredinosa corruptio.
d. 25 Mart. 1722. Krasnoyarkÿ ad Katscha fl. Ostium et Jenizeei.
Daniel Gottlieb Messerschmidt Dr
Delin[eavit] m[anu] pr[opria]

Корова-урод, или уродливый теленок, двухголовый, с тремя ногами, на месте четвертой (a) — набухшй выступ у спинного хребта; задние ноги вывернуты крестообразно и к тому же скручены, так что берцовые кости (c) у бедер (b) в том месте, где они соединяются с кожей, совершенно неподвижны, гибкие же только в предплюсне (d) и плюсне (e) и способны к движению. С двумя грудными клетками, но левая намного уже: об остальном же нельзя судить беспристрастно, так как внутренности были беспощадно растерзаны собаками. Это была телка, и родилась она в деревне Яссавлова (Ессауловка?) в последних числах февраля: на весах (не принимая в расчет недостающих внутренностей) она весила 121 русский фунт (ок. 48 кг); мне же ее доставили мои слуги для зарисовки, ведь растерзание частей и начавшиеся зловонное разложение уже не позволяли сохранить ее.
25 марта 1722 г. Красноярск на месте впадения реки Качи в Енисей.
Д-р Даниил Готтлиб Мессершмидт
Нарисовал собственноручно
Ф. 98. Оп. 1. Д. 22. Л. 245.
6. Д. Г. Мессершмидт. Описание быка и коровы. № 200 раздела «Царство животных» труда  «Sibiria perlustrata» («Описание Сибири»). Подлинник. [1728 г.]
Названия быка и коровы даны на латинском, немецком, русском, английском, древнегреческом, еврейском, монгольском и др. языках.
Ф. 98. Оп. 1. Д. 22. Л. 244 об. 6. Д. Г. Мессершмидт. Описание быка и коровы. № 200 раздела «Царство животных» труда «Sibiria perlustrata» («Описание Сибири»). Подлинник. [1728 г.]
Названия быка и коровы даны на латинском, немецком, русском, английском, древнегреческом, еврейском, монгольском и др. языках.
Ф. 98. Оп. 1. Д. 22. Л. 244 об.
7. Теленок с двумя головами. Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. 
297 х 465  Дата неизвестна.
P. IX. Оп. 4. Д. 583. Л. 1. 7. Теленок с двумя головами. Неизвестный художник.
Бумага. Акварель.
297 х 465 Дата неизвестна.
P. IX. Оп. 4. Д. 583. Л. 1.
8. Новорожденный теленок с уродливой верхней челюстью и носом. Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. 
297 х 475 1751 г. 
На оборотной стороне карандашом: 1751 г. 
P. IX. Оп. 4. Д. 586. Л. 1. 8. Новорожденный теленок с уродливой верхней челюстью и носом. Неизвестный художник.
Бумага. Акварель.
297 х 475 1751 г.
На оборотной стороне карандашом: 1751 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 586. Л. 1.
9. Поросенок с признаками уродства. 
Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь. 300 х 465 1751 г. На обороте карандашом: 1751 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 592. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 349 Nr. 184: Porcus monstrosus, Elephantis capite. Поросенок с уродством, слоновьей головой) 9. Поросенок с признаками уродства.
Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь. 300 х 465 1751 г. На обороте карандашом: 1751 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 592. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 349 Nr. 184: Porcus monstrosus, Elephantis capite. Поросенок с уродством, слоновьей головой)
10. Голова поросенка — циклопа в профиль и анфас. 
Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Кисть. Перо. 
296 х 465 1751 г. 
На обороте карандашом: 1751 г. 
P. IX. Оп. 4. Д. 588. Л. 1. 10. Голова поросенка — циклопа в профиль и анфас.
Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Кисть. Перо.
296 х 465 1751 г.
На обороте карандашом: 1751 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 588. Л. 1.
11. Поросенок с восьмью лапами (спиртовой препарат?). Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. 
297 х 470 1751 г. 
На обороте карандашом: 1751 г. 
P. IX. Оп. 4. Д. 589. Л. 1. 11. Поросенок с восьмью лапами (спиртовой препарат?). Неизвестный художник.
Бумага. Акварель.
297 х 470 1751 г.
На обороте карандашом: 1751 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 589. Л. 1.
12. Спиртовой препарат новорожденного котенка с раздвоенной нижней частью тела с двумя парами задних конечностей и двумя хвостами. Препарат хранится в МАЭ РАН (Кунсткамера). Инв. №: 4901-14
Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. 
305 х 465 1751 г. 
На обороте карандашом: 1751 г. 
P. IX. Оп. 4. Д. 591. Л. 1. 12. Спиртовой препарат новорожденного котенка с раздвоенной нижней частью тела с двумя парами задних конечностей и двумя хвостами. Препарат хранится в МАЭ РАН (Кунсткамера). Инв. №: 4901-14
Неизвестный художник.
Бумага. Акварель.
305 х 465 1751 г.
На обороте карандашом: 1751 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 591. Л. 1.
IV. Уродства человека.


13. Musei Imperialis Petropolitani Vol. I. Pars prima qua continentur res naturales ex regno animali. Typis Academiae scientiarum Petropolitanae. MDCCXLII (Первая часть 1-го тома Петербургского Императорского музея, в которой содержатся произведения природы из царства животных. В типографии Петербургской Академии наук. 1742). Титульный лист. IV. Уродства человека.


13. Musei Imperialis Petropolitani Vol. I. Pars prima qua continentur res naturales ex regno animali. Typis Academiae scientiarum Petropolitanae. MDCCXLII (Первая часть 1-го тома Петербургского Императорского музея, в которой содержатся произведения природы из царства животных. В типографии Петербургской Академии наук. 1742). Титульный лист.
14. Раздел «De monstris» («О монстрах») из каталога Musei Imperialis Petropolitani Vol. I. P. I. P. 294–295. № 3–13. 14. Раздел «De monstris» («О монстрах») из каталога Musei Imperialis Petropolitani Vol. I. P. I. P. 294–295. № 3–13.
15. Раздел «De monstris» («О монстрах») из каталога Musei Imperialis Petropolitani Vol. I. P. I. P. 298–299. № 24–31. 15. Раздел «De monstris» («О монстрах») из каталога Musei Imperialis Petropolitani Vol. I. P. I. P. 298–299. № 24–31.
16. Плод 8–9 месяцев мужского пола с водянкой головного мозга и с искусственными голубыми глазами. Препарат Ф. Рюйша. Нидерланды. Конец XVII–начало XVIII в. Препарат хранится в МАЭ (Кунсткамера). Инв. №: 4070-917.
Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь.
482 х 290 
1735 г.
В левом нижнем углу чернилами: 2. На обороте вверху карандашом: 1735 г. На обороте по левому краю чернилами: 1–12 и 2VO P. IX. Оп. 4. Д. 581. Л. 1.
	Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 293. № 2: Abortus masculus, hydrocephalus, ossibus cranii insigniter dehiscentibus (Выкидыш мужского пола с гидроцефалией и сильно выступающими наружу костями черепа). 16. Плод 8–9 месяцев мужского пола с водянкой головного мозга и с искусственными голубыми глазами. Препарат Ф. Рюйша. Нидерланды. Конец XVII–начало XVIII в. Препарат хранится в МАЭ (Кунсткамера). Инв. №: 4070-917.
Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь.
482 х 290
1735 г.
В левом нижнем углу чернилами: 2. На обороте вверху карандашом: 1735 г. На обороте по левому краю чернилами: 1–12 и 2VO P. IX. Оп. 4. Д. 581. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 293. № 2: Abortus masculus, hydrocephalus, ossibus cranii insigniter dehiscentibus (Выкидыш мужского пола с гидроцефалией и сильно выступающими наружу костями черепа).
17. Младенец с аномалией развития конечностей, хвостовидным придатком и уродством стопы. Препарат Ф. Рюйша. Нидерланды. Конец XVII–начало XVIII в. 
Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш.
476 х 290 
1740–1760 гг.
На обороте внизу чернилами: М...:Л: 3–9; видны карандашные наброски  P. IX. Оп. 4. Д. 573. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 299. № 29: Foetus monstrosus. Manus dextera tribus digitis instructa cubito lateraliter adnascitur. Unicum femur dextrum adest, cuius pes extremus in duos digitos terminatur. Digitus tertius pendulus ex calcaneo enatus est. Femur sinistrum plane deest. Loco genitalis excrescentia tenuis pendula. Super os sacrum similiter productio cutanea piriformis dependet. Anus nullus (Уродливый плод. Правая рука с тремя пальцами растет от локтя вбок. Есть только правое бедро, нижняя часть ноги  разделяется на два пальца. Третий свисающий палец растет из пяточной кости. Левое бедро совсем отсутствует. На месте гениталий небольшой висящий отросток. Над крестцом подобным же образом висит грушевидный кожный нарост. Ануса нет). Инъецированный препарат хранится в МАЭ. Инв. №: 4070-907. 17. Младенец с аномалией развития конечностей, хвостовидным придатком и уродством стопы. Препарат Ф. Рюйша. Нидерланды. Конец XVII–начало XVIII в.
Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш.
476 х 290
1740–1760 гг.
На обороте внизу чернилами: М...:Л: 3–9; видны карандашные наброски P. IX. Оп. 4. Д. 573. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 299. № 29: Foetus monstrosus. Manus dextera tribus digitis instructa cubito lateraliter adnascitur. Unicum femur dextrum adest, cuius pes extremus in duos digitos terminatur. Digitus tertius pendulus ex calcaneo enatus est. Femur sinistrum plane deest. Loco genitalis excrescentia tenuis pendula. Super os sacrum similiter productio cutanea piriformis dependet. Anus nullus (Уродливый плод. Правая рука с тремя пальцами растет от локтя вбок. Есть только правое бедро, нижняя часть ноги разделяется на два пальца. Третий свисающий палец растет из пяточной кости. Левое бедро совсем отсутствует. На месте гениталий небольшой висящий отросток. Над крестцом подобным же образом висит грушевидный кожный нарост. Ануса нет). Инъецированный препарат хранится в МАЭ. Инв. №: 4070-907.
18. Лежащий младенец мужского пола с пороком развития брюшной стенки и удвоением половых органов. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. 
481 х 292 1735 г. В правом нижнем углу чернилами: 46. На обороте карандашом: 1735г. В правом нижнем углу чернилами: 2–11. 
P. IX. Оп. 4. Д. 739. Л. 1. 18. Лежащий младенец мужского пола с пороком развития брюшной стенки и удвоением половых органов. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь.
481 х 292 1735 г. В правом нижнем углу чернилами: 46. На обороте карандашом: 1735г. В правом нижнем углу чернилами: 2–11.
P. IX. Оп. 4. Д. 739. Л. 1.
19. Младенец женского пола с вскрытой грудной и брюшной полостью и большим родимым пятном на голове, кожа на лбу иссечена.
Неизвестный художник
Бумага. Акварель. Тушь.
478 х 294
1740–1760 гг. 
P. IX. Оп. 4. Д. 740. Л. 1.
На обороте листа в левом верхнем углу карандашом в кружке: 60. В нижнем углу чернилами: 5. Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 293. № 5: Foemella, cuius tota cutis alba; sola frons sinistra super oculum ad dimidiam genam et aurem usque aethiopis instar nigricat (Плод женского пола, вся кожа у него белая; только слева на лбу и на щеке от глаза до уха черное пятно, наподобие эфиопа). 19. Младенец женского пола с вскрытой грудной и брюшной полостью и большим родимым пятном на голове, кожа на лбу иссечена.
Неизвестный художник
Бумага. Акварель. Тушь.
478 х 294
1740–1760 гг.
P. IX. Оп. 4. Д. 740. Л. 1.
На обороте листа в левом верхнем углу карандашом в кружке: 60. В нижнем углу чернилами: 5. Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 293. № 5: Foemella, cuius tota cutis alba; sola frons sinistra super oculum ad dimidiam genam et aurem usque aethiopis instar nigricat (Плод женского пола, вся кожа у него белая; только слева на лбу и на щеке от глаза до уха черное пятно, наподобие эфиопа).
20. Двухголовый младенец с аномальным строением: сросшимися головами, «заячьей губой» и «волчьей пастью».
Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь.
482 х 292
1735 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 735. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 294. Nr. 8: Foetus monstrosus masculus. Caput grandius duas facies gerit lateraliter appositas. Ora ambo quadrangularia et fissa seu leporina. Oculus sinister faciei dexterae (sic) et dexter sinistrae in unum coaluerunt. Sunt ergo oculi tres (Уродливый плод мужского пола. Большая голова с двумя лицами, расположенными по бокам. Оба рта квадратные и расщеплены наподобие заячьих. Левый глаз правого лица и правый [глаз] левого [лица] соединились в один. Итого три глаза). 20. Двухголовый младенец с аномальным строением: сросшимися головами, «заячьей губой» и «волчьей пастью».
Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь.
482 х 292
1735 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 735. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 294. Nr. 8: Foetus monstrosus masculus. Caput grandius duas facies gerit lateraliter appositas. Ora ambo quadrangularia et fissa seu leporina. Oculus sinister faciei dexterae (sic) et dexter sinistrae in unum coaluerunt. Sunt ergo oculi tres (Уродливый плод мужского пола. Большая голова с двумя лицами, расположенными по бокам. Оба рта квадратные и расщеплены наподобие заячьих. Левый глаз правого лица и правый [глаз] левого [лица] соединились в один. Итого три глаза).
21. Двухголовый младенец женского пола с аномалией органа слуха. Неизвестный художник
Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш.
480 х 295 
1735 г.
На обороте карандашом: 1735 г. 
P. IX. Оп. 4. Д. 580. Л. 1.
 	Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 295. № 11: Foetus monstrosus, foemellus, praegrandis. Capita duo lateraliter concreta pectori absque collo insident. In sede aurium binarum concretarum unum tuberculum cum foramine. Aures laterales binae. Facies binae. (Уродливый плод женского пола огромного размера. Две сросшиеся по бокам головы посажены [прямо] на грудь, шеи нет. На месте двух сросшихся ушей одна шишечка с отверстием. По бокам оба уха. Удвоенное лицо). Спиртовой препарат находится в МАЭ. Инв. № 4199-90. 21. Двухголовый младенец женского пола с аномалией органа слуха. Неизвестный художник
Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш.
480 х 295
1735 г.
На обороте карандашом: 1735 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 580. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 295. № 11: Foetus monstrosus, foemellus, praegrandis. Capita duo lateraliter concreta pectori absque collo insident. In sede aurium binarum concretarum unum tuberculum cum foramine. Aures laterales binae. Facies binae. (Уродливый плод женского пола огромного размера. Две сросшиеся по бокам головы посажены [прямо] на грудь, шеи нет. На месте двух сросшихся ушей одна шишечка с отверстием. По бокам оба уха. Удвоенное лицо). Спиртовой препарат находится в МАЭ. Инв. № 4199-90.
22. Живой «монстр» Фома. 
Неизвестный художник. Бумага. Акварель. Тушь.
242 х 115
Не позднее 1735 г.
В правом верхнем углу чернилами: 575. На обороте в левом верхнем углу чернилами: 4–6 P. IX. Оп. 4. Д. 575. Л. 1.
             Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P.  298–299. № 27: Monstrum, quod diu vivum alebatur in Academia, sumptibus publicis. Erat sexus masculini. Anno 1735 aetatis suae vigesimo quinto circiter, obiit. In manu dextra, itemque in ambobus pedibus non nisi duos digitos, in manu autem sinistra digitos tres gerebat (Монстр, которого долго живым содержали в Академии на общественный счет. Был мужского пола. Умер в 1735 г. в возрасте приблизительно 25 лет. На правой руке и на обеих ногах у него было только по два пальца, а на левой руке — три пальца) 22. Живой «монстр» Фома.
Неизвестный художник. Бумага. Акварель. Тушь.
242 х 115
Не позднее 1735 г.
В правом верхнем углу чернилами: 575. На обороте в левом верхнем углу чернилами: 4–6 P. IX. Оп. 4. Д. 575. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 298–299. № 27: Monstrum, quod diu vivum alebatur in Academia, sumptibus publicis. Erat sexus masculini. Anno 1735 aetatis suae vigesimo quinto circiter, obiit. In manu dextra, itemque in ambobus pedibus non nisi duos digitos, in manu autem sinistra digitos tres gerebat (Монстр, которого долго живым содержали в Академии на общественный счет. Был мужского пола. Умер в 1735 г. в возрасте приблизительно 25 лет. На правой руке и на обеих ногах у него было только по два пальца, а на левой руке — три пальца)
23. Младенец женского пола с отсутствием нижних конечностей, нарушением развития таза и синдактилией правой кисти. Неизвестный художник. 
Бумага. Акварель. Тушь.
480 х 295
1735 г. В левом нижнем углу чернилами: 28. На обороте карандашом: 1735 г. 
P. IX. Оп. 4. Д. 578. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 299. № 28: Foetus monstrosus, foemellus, mancus. Manus dextrae digitus, index et medius concerti, cum duobus tamen unguibus. Artus inferiores plane desunt; in coxa utraque duo parva tubercula, tamquam vestigia sedis femoris (Уродливый плод женского пола, увечный. Указательный и средний пальцы правой руки срослись, однако имеют два ногтя. Нижняя часть тела вовсе отсутствует; на обеих ляжках имеются два маленьких бугорка и следы основания бедра). 23. Младенец женского пола с отсутствием нижних конечностей, нарушением развития таза и синдактилией правой кисти. Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь.
480 х 295
1735 г. В левом нижнем углу чернилами: 28. На обороте карандашом: 1735 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 578. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 299. № 28: Foetus monstrosus, foemellus, mancus. Manus dextrae digitus, index et medius concerti, cum duobus tamen unguibus. Artus inferiores plane desunt; in coxa utraque duo parva tubercula, tamquam vestigia sedis femoris (Уродливый плод женского пола, увечный. Указательный и средний пальцы правой руки срослись, однако имеют два ногтя. Нижняя часть тела вовсе отсутствует; на обеих ляжках имеются два маленьких бугорка и следы основания бедра).
24. Вид уродства «двуликий Янус». Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь.
474 х 297
Около 1740–1760 гг. На обороте в левом верхнем углу в кружке карандашом: 60
P. IX. Оп. 4. Д. 737. Л. 1.
 	Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 301. №. 36: Foetus monstrosus bicorpor. Trunco unicum caput insidet, quod in occipite tuber cutaneum gerit. Pectora et abdomina obversim sunt concreta. Umbilicus unicus in fundo concretionis. Cuique trunco sunt bini artus tam superiores quam inferiores perfecti, et genitalia foeminina (Уродливый плод с двумя телами. Единственная голова, которая на затылке имеет шишку из кожи, покоится на туловище. Грудь и живот одного приросли к боку другого. Один пуп у основания срастания. На каждом туловище по две полноценных как верхних, так и нижних конечности, и женские гениталии). 24. Вид уродства «двуликий Янус». Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь.
474 х 297
Около 1740–1760 гг. На обороте в левом верхнем углу в кружке карандашом: 60
P. IX. Оп. 4. Д. 737. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 301. №. 36: Foetus monstrosus bicorpor. Trunco unicum caput insidet, quod in occipite tuber cutaneum gerit. Pectora et abdomina obversim sunt concreta. Umbilicus unicus in fundo concretionis. Cuique trunco sunt bini artus tam superiores quam inferiores perfecti, et genitalia foeminina (Уродливый плод с двумя телами. Единственная голова, которая на затылке имеет шишку из кожи, покоится на туловище. Грудь и живот одного приросли к боку другого. Один пуп у основания срастания. На каждом туловище по две полноценных как верхних, так и нижних конечности, и женские гениталии).
25. Сросшиеся туловищами близнецы с аномалиями развития нижних конечностей. Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь.
480 х 297 
1735 г.
На обороте карандашом: 1735 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 577. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 302. № 37: Monstrum foemellum praegrande, compositum superne ex foetibus duobus, secundum anticam pectoris longitudinem concretis. Capita duo propriis suis cervicibus et pectoribus insident. Quatuor brachia. Abdomen unicum. Tres pedes. Dexter et sinister perfecti. Tertius medius supra anum enatus in digitos quatuor exit (Монстр женского пола большого размера, состоящий в верхней части из двух плодов, сросшихся по передней продольной линии груди. Две головы покоятся на своих собственных шеях и груди. Четыре руки. Один живот. Три ноги. Правая и левая нормальные. Средняя, третья, нога, образовавшаяся над анусом, завершается четырьмя пальцами). 25. Сросшиеся туловищами близнецы с аномалиями развития нижних конечностей. Неизвестный художник.
Бумага. Акварель. Тушь.
480 х 297
1735 г.
На обороте карандашом: 1735 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 577. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 302. № 37: Monstrum foemellum praegrande, compositum superne ex foetibus duobus, secundum anticam pectoris longitudinem concretis. Capita duo propriis suis cervicibus et pectoribus insident. Quatuor brachia. Abdomen unicum. Tres pedes. Dexter et sinister perfecti. Tertius medius supra anum enatus in digitos quatuor exit (Монстр женского пола большого размера, состоящий в верхней части из двух плодов, сросшихся по передней продольной линии груди. Две головы покоятся на своих собственных шеях и груди. Четыре руки. Один живот. Три ноги. Правая и левая нормальные. Средняя, третья, нога, образовавшаяся над анусом, завершается четырьмя пальцами).
26. Недоношенный плод женского пола с нарушением развития черепа. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь.
480 х 294
1740–1760 гг. В правом нижнем углу чернилами: No 20 6. На обороте внизу чернилами: 3–9 
P. IX. Оп. 4. Д. 574. Л. 1. 26. Недоношенный плод женского пола с нарушением развития черепа. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь.
480 х 294
1740–1760 гг. В правом нижнем углу чернилами: No 20 6. На обороте внизу чернилами: 3–9
P. IX. Оп. 4. Д. 574. Л. 1.
27. Младенец женского пола с отсутствием плечевых отделов рук, олигодактилией. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш.
484 х 296 1740–1760 гг. В левом нижнем углу тушью: 12. На обороте в левом верхнем углу в кружке: 60.
P. IX. Оп. 4. Д. 738. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 296. № 13: Foetus monstrosus foemellus. In cervice super scapulam sinistram tumorem pendulum gerit. Cubitus deficit utrinque; et digiti accreti sunt, uti in simiis utrinque quatuor (Уродливый плод женского пола. На шее над левым плечом имеет свисающую опухоль. На обеих руках нет локтей; пальцы увеличены, по четыре на каждой руке, как у обезьян). 27. Младенец женского пола с отсутствием плечевых отделов рук, олигодактилией. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш.
484 х 296 1740–1760 гг. В левом нижнем углу тушью: 12. На обороте в левом верхнем углу в кружке: 60.
P. IX. Оп. 4. Д. 738. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 296. № 13: Foetus monstrosus foemellus. In cervice super scapulam sinistram tumorem pendulum gerit. Cubitus deficit utrinque; et digiti accreti sunt, uti in simiis utrinque quatuor (Уродливый плод женского пола. На шее над левым плечом имеет свисающую опухоль. На обеих руках нет локтей; пальцы увеличены, по четыре на каждой руке, как у обезьян).
28. Младенец женского пола с пороком развития верхних конечностей. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш. Карандашом нанесена сетка 
482 х 296 1740–1760 гг.
На обороте в левом верхнем углу карандашом в кружке: 60. В правом нижнем углу чернилами: корпус с ногами натуральные, а руки – культи 
P. IX. Оп. 4. Д. 736. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 295. № 12: Foetus monstrosus, foemellus praegrandis, mancus. Brachium dextrum deficit, solus prominet carpus et metacarpus brevissimus; a quo digiti quinque, sed difformiter, propemodum uti in felibus locati unguibus tenuibus praelongis dependent. In sinistro latere humerus itidem videtur deficere. Cubitus magis prominet. Carpus et metacarpus major; digiti quinque cum similibus unguibus (Уродливый плод женского пола большого размера, увечный. Нет правой руки, выдается только очень короткое запястье и пястье, с которого свисают пять пальцев, однако они деформированы и расположены почти как кошачьи когти, тонкие и очень длинные. С левого бока плечевая кость так же явно отсутствует. Локоть выдается в большей степени (чем правый). Запястье и пястье больше; пять пальцев с такими же ногтями). 28. Младенец женского пола с пороком развития верхних конечностей. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш. Карандашом нанесена сетка
482 х 296 1740–1760 гг.
На обороте в левом верхнем углу карандашом в кружке: 60. В правом нижнем углу чернилами: корпус с ногами натуральные, а руки – культи
P. IX. Оп. 4. Д. 736. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 295. № 12: Foetus monstrosus, foemellus praegrandis, mancus. Brachium dextrum deficit, solus prominet carpus et metacarpus brevissimus; a quo digiti quinque, sed difformiter, propemodum uti in felibus locati unguibus tenuibus praelongis dependent. In sinistro latere humerus itidem videtur deficere. Cubitus magis prominet. Carpus et metacarpus major; digiti quinque cum similibus unguibus (Уродливый плод женского пола большого размера, увечный. Нет правой руки, выдается только очень короткое запястье и пястье, с которого свисают пять пальцев, однако они деформированы и расположены почти как кошачьи когти, тонкие и очень длинные. С левого бока плечевая кость так же явно отсутствует. Локоть выдается в большей степени (чем правый). Запястье и пястье больше; пять пальцев с такими же ногтями).
29. Младенец женского пола с отсутствием предплечья и плеча, аномалией развития кистей. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь.  482 х 294 1740–1760 гг.
На обороте в правом нижнем углу карандашом полустертая надпись неразборчиво.
P. IX. Оп. 4. Д. 734. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 296. № 14: Foetus foemelus monstrosus. Loco humeri utrinque tumor, ovi gallinacei magnitudine. E dextro exсrescunt digiti duo, e sinistro digitus unicus (Уродливый плод женского пола. На месте плечевой кости с обеих сторон вздутия величиной с куриное яйцо. Из правого растут два пальца, из левого — единственный палец). 29. Младенец женского пола с отсутствием предплечья и плеча, аномалией развития кистей. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. 482 х 294 1740–1760 гг.
На обороте в правом нижнем углу карандашом полустертая надпись неразборчиво.
P. IX. Оп. 4. Д. 734. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 296. № 14: Foetus foemelus monstrosus. Loco humeri utrinque tumor, ovi gallinacei magnitudine. E dextro exсrescunt digiti duo, e sinistro digitus unicus (Уродливый плод женского пола. На месте плечевой кости с обеих сторон вздутия величиной с куриное яйцо. Из правого растут два пальца, из левого — единственный палец).
30. Младенец мужского пола с пороком верхней челюсти и верхней губы, с нарушением развития кистей и стоп. 
Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. 
470 х 296 
1740–1760 гг.
В левом нижнем углу чернилами: No 22 дуплеть. На обороте карандашом в кружке: 60 
P. IX. Оп. 4. Д. 743. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 297. № 22: Foetus monstrosus masculus. Os fissum et leporinum. Nasus tumidus. Manus dextra tres digitos habet, quartus ex consinio carpi enatus est. Manus sinistra habet digitos sex. Pedes singuli digitos sex habet, quorum duo minimi ex una radice orti sunt (Уродливый плод мужского пола. Губа рассечена, заячья. Нос раздувшийся. На правой руке три пальца, четвертый растет из запястья. На левой руке шесть пальцев. На каждой ноге по шесть пальцев, два из которых очень маленького размера растут из одного корня. 30. Младенец мужского пола с пороком верхней челюсти и верхней губы, с нарушением развития кистей и стоп.
Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь.
470 х 296
1740–1760 гг.
В левом нижнем углу чернилами: No 22 дуплеть. На обороте карандашом в кружке: 60
P. IX. Оп. 4. Д. 743. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 297. № 22: Foetus monstrosus masculus. Os fissum et leporinum. Nasus tumidus. Manus dextra tres digitos habet, quartus ex consinio carpi enatus est. Manus sinistra habet digitos sex. Pedes singuli digitos sex habet, quorum duo minimi ex una radice orti sunt (Уродливый плод мужского пола. Губа рассечена, заячья. Нос раздувшийся. На правой руке три пальца, четвертый растет из запястья. На левой руке шесть пальцев. На каждой ноге по шесть пальцев, два из которых очень маленького размера растут из одного корня.
31. Семимесячный плод с анэнцефалией. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш.
470 х 293 
1740–1760 гг.
На обороте в левом верхнем углу карандашом в кружке: 60. В левом нижнем углу. чернилами: 26.
P. IX. Оп. 4. Д. 741. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 298. № 26: Abortus monstrosus septemestris. Caput, vertice carens pectori absque cervice insidet. Ex abdomine tumor insignis propendet. Genitalia nulla (Семимесячный недоносок-урод. Голова без темени покоится на груди, без шеи. С живота свешивается большая опухоль. Гениталий нет). 31. Семимесячный плод с анэнцефалией. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш.
470 х 293
1740–1760 гг.
На обороте в левом верхнем углу карандашом в кружке: 60. В левом нижнем углу. чернилами: 26.
P. IX. Оп. 4. Д. 741. Л. 1.
Musei Imperialis Petropolitani vol. I. Pars I. P. 298. № 26: Abortus monstrosus septemestris. Caput, vertice carens pectori absque cervice insidet. Ex abdomine tumor insignis propendet. Genitalia nulla (Семимесячный недоносок-урод. Голова без темени покоится на груди, без шеи. С живота свешивается большая опухоль. Гениталий нет).
32. Младенец женского пола с пороком лицевого отдела черепа и конечностей. Неизвестный художник  Бумага. Акварель. Карандаш. Карандашом на листе нанесена сетка.
475 х 293  1735 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 579. Л. 1. 32. Младенец женского пола с пороком лицевого отдела черепа и конечностей. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Карандаш. Карандашом на листе нанесена сетка.
475 х 293 1735 г.
P. IX. Оп. 4. Д. 579. Л. 1.
33. Младенец мужского пола с гипертрихозом: все тело и лицо покрыты волосами. Изображен анфас.
Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. 
476 х 292  1735 г.  На обороте листа по центру карандашом: 1735 г. В левом верхнем углу в кружке карандашом: 60. В правом верхнем углу карандашом: 150
P. IX. Оп. 4. Д. 732. Л. 1. 33. Младенец мужского пола с гипертрихозом: все тело и лицо покрыты волосами. Изображен анфас.
Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь.
476 х 292 1735 г. На обороте листа по центру карандашом: 1735 г. В левом верхнем углу в кружке карандашом: 60. В правом верхнем углу карандашом: 150
P. IX. Оп. 4. Д. 732. Л. 1.
34. Младенец мужского пола с гипертрихозом: тело и лицо покрыты волосами. Изображен в профиль. Неизвестный художник 1735 г. Бумага. Акварель. Тушь. 
482 х 302 В левом нижнем углу чернилами: 42. В правом верхнем углу карандашом: 733. На обороте в кружке карандашом: 60. По левой стороне чернилами: 1–12 ½
P. IX. Оп. 4. Д. 733. Л. 1. 34. Младенец мужского пола с гипертрихозом: тело и лицо покрыты волосами. Изображен в профиль. Неизвестный художник 1735 г. Бумага. Акварель. Тушь.
482 х 302 В левом нижнем углу чернилами: 42. В правом верхнем углу карандашом: 733. На обороте в кружке карандашом: 60. По левой стороне чернилами: 1–12 ½
P. IX. Оп. 4. Д. 733. Л. 1.
35. Сросшиеся туловищами близнецы с аномалией нижних конечностей. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш.
478 х 296 1735 г. Выполнен набросок левой, отсутствующей, голени и стопы, видны карандашные наброски конечностей. На обороте карандашом: 1735 г. В левом нижнем углу чернилами: 31
P. IX. Оп. 4. Д. 742. Л. 1. 35. Сросшиеся туловищами близнецы с аномалией нижних конечностей. Неизвестный художник Бумага. Акварель. Тушь. Карандаш.
478 х 296 1735 г. Выполнен набросок левой, отсутствующей, голени и стопы, видны карандашные наброски конечностей. На обороте карандашом: 1735 г. В левом нижнем углу чернилами: 31
P. IX. Оп. 4. Д. 742. Л. 1.
V. Изучение тератологической коллекции в XVIII в.

36. Авраам Каау-Бургаве. Фотокопия с портрета маслом из Музея естественной истории в Лейдене. 
125 х 87
Р. X. Оп. 1. Д. 724. Л. 1. V. Изучение тератологической коллекции в XVIII в.

36. Авраам Каау-Бургаве. Фотокопия с портрета маслом из Музея естественной истории в Лейдене.
125 х 87
Р. X. Оп. 1. Д. 724. Л. 1.
37. Плод ребенка с сиреномелией (сращением нижних конечностей в результате которого нижняя половина тела напоминает рыбий хвост). Рисунок таблицы I для работы: Abrahami Kaau Boerhaave Historia anatomica infantis, cuius pars corporis inferior monstrosa. Petropoli, 1754. Вид спереди. 
Бумага. Графитный карандаш. Черная акварель. Фрагменты рамки — тушь, перо. Рисунок вклеен. 
268 х 182
1754 г. 
Р. III. Оп. 1. Д. 10. Л. 60. 37. Плод ребенка с сиреномелией (сращением нижних конечностей в результате которого нижняя половина тела напоминает рыбий хвост). Рисунок таблицы I для работы: Abrahami Kaau Boerhaave Historia anatomica infantis, cuius pars corporis inferior monstrosa. Petropoli, 1754. Вид спереди.
Бумага. Графитный карандаш. Черная акварель. Фрагменты рамки — тушь, перо. Рисунок вклеен.
268 х 182
1754 г.
Р. III. Оп. 1. Д. 10. Л. 60.
38. То же. Вид сзади. 
Бумага. Графитный карандаш. Черная акварель. Кисть. Фрагменты рамки — тушь, перо. 
330 х 181
1754 г. 
Р. III. Оп. 1. Д. 10. Л. 61. 38. То же. Вид сзади.
Бумага. Графитный карандаш. Черная акварель. Кисть. Фрагменты рамки — тушь, перо.
330 х 181
1754 г.
Р. III. Оп. 1. Д. 10. Л. 61.
39. Фрагмент рукописи книги: Abrahami Kaau Boerhaave Historia anatomica infantis, cuius pars corporis inferior monstrosa (Анатомическая история ребенка с уродливой нижней частью тела). Пояснение к таблицам I и II на латинском языке. Подлинник. 1754 г.
Р. III. Оп. 1. Д. 10. Л. 48. 39. Фрагмент рукописи книги: Abrahami Kaau Boerhaave Historia anatomica infantis, cuius pars corporis inferior monstrosa (Анатомическая история ребенка с уродливой нижней частью тела). Пояснение к таблицам I и II на латинском языке. Подлинник. 1754 г.
Р. III. Оп. 1. Д. 10. Л. 48.
40. Ф. Антинг. Силуэт Каспара Вольфа в овале. 
Бумага. Тушь. Перо. Чернила. 
Диаметр: 103 
1784 г. 
Подпись чернилами: Wolff. 
Р. X. Оп. 2. Д. 4. Л. 1. Фрагмент. 40. Ф. Антинг. Силуэт Каспара Вольфа в овале.
Бумага. Тушь. Перо. Чернила.
Диаметр: 103
1784 г.
Подпись чернилами: Wolff.
Р. X. Оп. 2. Д. 4. Л. 1. Фрагмент.
41. Неизданная гравюра, изображающая урода со срастанием в передней части от второго ребра до пупка. Таблица к описанию К. Вольфа «Monstrum I». 
Неизвестный художник. 
257 х 204
1772 г.
В правом левом углу карандашная помета: Monstrum I. Tab. II. Буквенные обозначения сделаны карандашом.
Р. I . Оп. 107. Д. 24. Л. 10. 41. Неизданная гравюра, изображающая урода со срастанием в передней части от второго ребра до пупка. Таблица к описанию К. Вольфа «Monstrum I».
Неизвестный художник.
257 х 204
1772 г.
В правом левом углу карандашная помета: Monstrum I. Tab. II. Буквенные обозначения сделаны карандашом.
Р. I . Оп. 107. Д. 24. Л. 10.
42. «Egregium atque pulcherrimum monstrum» (славный и милейший урод). Урод с одним туловищем и двумя сросшимися головами. Вид спереди. Рисунок, иллюстрирующий описание К. Вольфа «Monstrum X». 
Неизвестный художник.
Бумага. Графитный карандаш. 296 х 239. 
1772 г.
Р. I . Оп. 107. Д. 26. Л. 2. 42. «Egregium atque pulcherrimum monstrum» (славный и милейший урод). Урод с одним туловищем и двумя сросшимися головами. Вид спереди. Рисунок, иллюстрирующий описание К. Вольфа «Monstrum X».
Неизвестный художник.
Бумага. Графитный карандаш. 296 х 239.
1772 г.
Р. I . Оп. 107. Д. 26. Л. 2.
43. То же. Вид сзади. 
Бумага. Карандаш. 
287 х 239
1772 г.
Р. I . Оп. 107. Д. 26. Л. 3. 43. То же. Вид сзади.
Бумага. Карандаш.
287 х 239
1772 г.
Р. I . Оп. 107. Д. 26. Л. 3.
44. То же. Анатомический рисунок. 
Бумага. Графитный карандаш. 
287 х 239 
1772 г.
Р. I . Оп. 107. Д. 26. Л. 4. 44. То же. Анатомический рисунок.
Бумага. Графитный карандаш.
287 х 239
1772 г.
Р. I . Оп. 107. Д. 26. Л. 4.
45. Двойной урод со срастанием в области головы, шеи и туловища. Анатомический рисунок, иллюстрирующий описание К. Вольфа «Monstrum V». 
Бумага. Графитный карандаш. 
304 х 243
1772 г. 
Р. I . Оп. 107. Д. 29. Л. 4. 45. Двойной урод со срастанием в области головы, шеи и туловища. Анатомический рисунок, иллюстрирующий описание К. Вольфа «Monstrum V».
Бумага. Графитный карандаш.
304 х 243
1772 г.
Р. I . Оп. 107. Д. 29. Л. 4.

К списку выставок