Версия для печати

Военно-археологическая экспедиция в Трапезунд под руководством академика Ф. И. Успенского в 1916 – 1917 гг.

 

Начавшаяся 19 июля (1 августа) 1914 г. Первая мировая война чрезвычайно сильно отразилась на развитии Академии наук, внесла расстройство в деятельность ее учреждений и вызвала почти полный распад научных связей.

Вступление в войну Турции 16 октября 1914 г. прервало просветительную деятельность России на Ближнем Востоке, привело к закрытию Русского археологического института в Константинополе (РАИК) и поставило вопрос о спасении памятников и в этом регионе. Стать уполномоченным Академии на Турецком фронте для охраны культурных ценностей вызвался директор РАИК академик Ф. И. Успенский. Однако его поездка в 1914 г. не состоялась. Когда в марте-апреле 1915 г. русские войска приблизились к Стамбулу, Успенский, воодушевленный успешным развитием военных и дипломатических действий, выступил инициатором создания комитета по охране памятников Царьграда. Однако вследствие изменения военной обстановки надежды на взятие Константинополя рухнули, и комитет так и не приступил к работе.

В апреле 1916 г. русские войска заняли Трапезунд (турецк. Трабзон), крупнейший порт на востоке Турции, что позволило Успенскому побывать в гуще военных событий с целью изучения и охраны исторических памятников в Трапезунде, в мирное время недоступных для научных исследований. В начале мая 1916 г. экспедиция в составе трех человек (Ф. И. Успенский, Ф. И. Шмит и художник Н. К. Клуге), прибыла в Трапезунд на миноносце, приняв необходимые меры предосторожности. Летом 1917 г. она работала в составе восьми человек (среди них Н. Б. Бакланов, А. Е. Крымский, Н. Д. Протасов и художник Г. К. Мейер). В марте 1918 г. русские войска оставили Трапезунд, и доступ к христианским памятникам вновь был закрыт.

Трапезунд занимает важное место среди поздневизантийских городов: с 1204 по 1461 г. он был столицей Трапезундской империи. Подвластная императорам из династии Комнинов, Трапезундская империя была последним осколком великой Византии, хранительницей христианских традиций. Об этом свидетельствуют величественные памятники архитектуры Трапезунда: окруженная стенами цитадель с остатками императорского дворца и церковные памятники, которые после захвата Трапезунда турками были обращены в мечети и подверглись серьезным переделкам.

Основное внимание русской экспедиции было сосредоточено на трех главных памятниках города: церквах св. Софии, св. Евгения и Богородицы Златоглавой. Самыми перспективными оказались работы по изучению церкви св. Софии (мечеть Айа-София), памятника архитектуры XIII в., где Шмит и Клуге под слоем штукатурки открыли фрагменты росписи. В находящейся за городскими стенами церкви св. Евгения (мечеть Йени-джами), наиболее почитаемого в Трапезунде святого, экспедиция провела пробные археологические раскопки. Церковь Богородицы Златоглавой (Панагия Хризокефалос, мечеть Ортахи-сар) служила кафедральным храмом митрополитов и местом царского захоронения. Возле церкви Богородицы Златоглавой Успенский обнаружил усыпальницу трапезундского императора Алексея IV Комнина. Успенский планировал использовать материалы Трапезундской экспедиции (среди них фотоснимки, планы, чертежи и акварельные зарисовки, выполненные художниками Н. К. Клуге и Г. К. Мейером) для большого научного коллективного издания РАИК, но оно так и не было осуществлено. Материалы экспедиции Успенский использовал в своем последнем капитальном труде - «Очерки из истории Трапезундской империи» (Л., 1929). Экспедиция привлекла внимание к памятникам Трапезунда как отечественных, так и зарубежных ученых.

Деятельность экспедиции не ограничилась историко-археологическими исследованиями, ее важной задачей была охрана и спасение исторических ценностей Трапезунда в условиях военного времени. Занимаясь охраной памятников, Успенский собрал в Трапезунде большую коллекцию древностей, которая легла в основу местного историко-археологического музея.

 

Выставку подготовили Е.Ю. Басаргина, К.Г. Шишкина.

Выставка подготовлена при поддержке Российского научного фонда, грант № № 14-18-00010

Изображение

Аннотация

1. Успенский Ф. И. (1845–1928). 1910е-гг. Фотокопия. 175х120.
Р. X. Оп. 1-У. Д. 21. Л. 1. 1. Успенский Ф. И. (1845–1928). 1910е-гг. Фотокопия. 175х120.
Р. X. Оп. 1-У. Д. 21. Л. 1.
2. Копия турецкой карты Анатолии. Трапезонд. 1915 г. Издана в военно-топографическом отделе штаба Кавказского военного округа. Подпись начальника отдела.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 7. Л. 5. 2. Копия турецкой карты Анатолии. Трапезонд. 1915 г. Издана в военно-топографическом отделе штаба Кавказского военного округа. Подпись начальника отдела.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 7. Л. 5.
3. Панорама Трапезунда. [1896 г.] 3 фотографии на паспарту. Размер каждой фотографии 148х240.
Ф. 116. Оп. 3. Д. 4. Л. 40–42. 3. Панорама Трапезунда. [1896 г.] 3 фотографии на паспарту. Размер каждой фотографии 148х240.
Ф. 116. Оп. 3. Д. 4. Л. 40–42.
4. Трапезунд. Вид на крепость. 1916 г. Фотография. 80х163. 
Ф. 169. Оп. 1. Д. 9. Л. 58. 4. Трапезунд. Вид на крепость. 1916 г. Фотография. 80х163.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 9. Л. 58.
5. Трапезунд. Стена части крепости и дорога с фигурами двух военных. 1916 г. Фотография.120х180.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 9. Л. 102. 5. Трапезунд. Стена части крепости и дорога с фигурами двух военных. 1916 г. Фотография.120х180.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 9. Л. 102.
6. Трапезунд. Генуэзская башня крепости. 1916 г. Фотография. 120х180. 
Ф. 169. Оп. 1. Д. 9. Л. 72. 6. Трапезунд. Генуэзская башня крепости. 1916 г. Фотография. 120х180.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 9. Л. 72.
7. Потапов Л. Вид на гавань. 2 августа. 1917 г. Акварель. 170х250.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 16. 7. Потапов Л. Вид на гавань. 2 августа. 1917 г. Акварель. 170х250.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 16.
8. Пахомов Д. Вид на крепость. 1916 г. Акварель. 330х510.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 17. 8. Пахомов Д. Вид на крепость. 1916 г. Акварель. 330х510.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 17.
9. Мейер Г. К. Вид крепости и города с юго-восточной стороны. 1917 г. Акварель. 340х500.
Ф. 169. оп. 1. Д. 12. Л. 19. 9. Мейер Г. К. Вид крепости и города с юго-восточной стороны. 1917 г. Акварель. 340х500.
Ф. 169. оп. 1. Д. 12. Л. 19.
10. Мейер Г. К. Часть крепостной стены с остатками дворца. 1917 г. Акварель. 175х270.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 11. 10. Мейер Г. К. Часть крепостной стены с остатками дворца. 1917 г. Акварель. 175х270.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 11.
11. Мейер Г. К. Крепость с южной стороны. 1917 г. Акварель. 175х265.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 8. 11. Мейер Г. К. Крепость с южной стороны. 1917 г. Акварель. 175х265.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 8.
12. Мейер Г. К. Южная башня крепости. 1917 г. Акварель. 175х260.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 12. 12. Мейер Г. К. Южная башня крепости. 1917 г. Акварель. 175х260.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 12.
13. Мейер Г. К. Главный вход в крепость с северной стороны. 1917 г. Акварель. 180х298.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 2. 13. Мейер Г. К. Главный вход в крепость с северной стороны. 1917 г. Акварель. 180х298.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.
14. Мейер Г. К. Крепость с северо-западной стороны. 1917 г. Акварель. 250х350.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 5. 14. Мейер Г. К. Крепость с северо-западной стороны. 1917 г. Акварель. 250х350.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 5.
15. Мейер Г. К. Вход в крепость с северо-западной стороны. 1917 г. Акварель. 180х265.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 9. 15. Мейер Г. К. Вход в крепость с северо-западной стороны. 1917 г. Акварель. 180х265.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 9.
16. Мейер Г. К. Ворота в крепость с восточной стороны. 1917 г. Акварель. 245х215.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 10. 16. Мейер Г. К. Ворота в крепость с восточной стороны. 1917 г. Акварель. 245х215.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 10.
17. Потапов Л. Церковь св. Софии (мечеть Айа-София). 1917 г. Акварель. 340х500.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 18. 17. Потапов Л. Церковь св. Софии (мечеть Айа-София). 1917 г. Акварель. 340х500.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 18.
18. Клуге Н. К. Голова ап. Петра. Фреска на южной стороне алтаря церкви св. Софии в Трапезунде, в натуральную величину. 1916 г. Акварель. Автограф Н. К. Клуге. 260х230.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 13. Л. 1. 18. Клуге Н. К. Голова ап. Петра. Фреска на южной стороне алтаря церкви св. Софии в Трапезунде, в натуральную величину. 1916 г. Акварель. Автограф Н. К. Клуге. 260х230.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 13. Л. 1.
19. Мейер Г. К. Церковь св. Евгения (мечеть Йени-джами). 1917 г. Акварель. 249х350.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 1. 19. Мейер Г. К. Церковь св. Евгения (мечеть Йени-джами). 1917 г. Акварель. 249х350.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 1.
20. Мейер Г. К. Церковь Богородицы Златоглавой (Панагия Хрисокефалос, мечеть Ортахи-сар) с северной стороны. 1917 г. Акварель. 215х245.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 13. 20. Мейер Г. К. Церковь Богородицы Златоглавой (Панагия Хрисокефалос, мечеть Ортахи-сар) с северной стороны. 1917 г. Акварель. 215х245.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 13.
21. Мейер Г. К. Усыпальница императора Алексея IV Комнина (1382–1429, трапезундский имп. с 1412 г.). 1917 г. Акварель. 180х298.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 4. 21. Мейер Г. К. Усыпальница императора Алексея IV Комнина (1382–1429, трапезундский имп. с 1412 г.). 1917 г. Акварель. 180х298.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 4.
22. Мейер Г. К. Остатки акведука. 1917 г. Акварель. 170х260.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 7. 22. Мейер Г. К. Остатки акведука. 1917 г. Акварель. 170х260.
Ф. 169. Оп. 1. Д. 12. Л. 7.
23. Успенский Ф. И. Газетная вырезка. 70х50.
Р. X. Оп. 1-У. Д. 23. Л. 1. 23. Успенский Ф. И. Газетная вырезка. 70х50.
Р. X. Оп. 1-У. Д. 23. Л. 1.

К списку выставок