Версия для печати

«Физическая» экспедиция И.А. Гюльденштедта в Астраханский край, на Кавказ, Украину и Новороссию (1768–1775 гг.)

   «Физические» экспедиции, как их называли в XVIII в., охватывали широкий круг исследований, начиная от естественноисторических и физико-географических наблюдений и кончая историей, лингвистикой и этнографией. «Физические» экспедиции 1768-1775 гг. являлись дополнением к астрономическим экспедициям, снаряженным Петербургской Академией наук для наблюдения редкого явления - прохождение Венеры по диску Солнца, которое ожидалось 23 мая 1769 г.
   По своим результатам «физические» экспедиции имели исключительное значение как первое комплексное обследование почти всей Российской империи. Весной 1768 г. были сформированы две «физические экспедиции»: Оренбургская и Астраханская. Оренбургская включала три отряда, которые возглавили П.С. Паллас, И.И. Лепехин и И.П. Фальк. Астраханская - два отряда под руководством С.Г. Гмелина и И.А. Гюльденштедта.
Семилетнее путешествие в Астраханский край и на Кавказ в 1768-1775 гг. явилось главным событием короткой жизни Иоганна Антона Гюльденштедта (Гильденштедт, Johann Anton Güldenstädt, 1745-1781 гг.).
   В 1768 г., по рекомендации Л. Эйлера, 23-летний доктор медицины был принят в состав академической экспедиции и возглавил ее Астраханский отряд. Гюльденштедт был единственный руководитель экспедиции, не имевший к ее началу академического звания. Уже находясь в экспедиции, он стал адъюнктом (1769 г.) и академиком по натуральной истории (1771 г.).
   В состав отряда Гюльденштедта входили четыре гимназиста, чучельник, егерь и художник Григорий Белой (Белов, 1749-?) - ученик Рисовальной палаты Академии наук, автор большого числа зоологических, ботанических и этнографических рисунков.
Маршрут отряда частично совпадал с маршрутом С.Г. Гмелина и пролегал через западную часть Новгородской губернии в Москву, а затем до Воронежа. Далее на долю Гюльденштедта выпало изучение Поволжья, части Донских земель, Северного и Северо-Западного Кавказа, Грузии, Приазовья, некоторых районов Украины. Экспедиционные исследования дали обильный научный материал о природе и населении обширной территории юга России.
   За семь лет путешествия Гюльденштедт собрал сведения о животном и растительном мире, полезных ископаемых, в частности о нефтяных месторождениях в Предкавказье, составил большие гербарии и ценные зоологические коллекции, которые поступили в академический музей. По материалам полевых исследований он описал ряд животных, либо неизвестных науке, либо представлявших собой неизвестные разновидности тех, которые были описаны: среди них камышовую кошку, или хауса, крапчатого суслика, обыкновенного слепыша, перевязку, джейрана, кавказского горного козла, или кубанского тура (совместно с П.С. Палласом), бурозубку кавказскую. Кроме того, он ввел в систематику млекопитающих два новых рода: Spalax - слепыши и Desmana - выхухоли. В Петербург был даже доставлен живой шакал, известный как «золотой волк».
   В академию Гюльденштедт представил свои ихтиологические наблюдения. Исследуя рыболовство на Волге, он уделил особое внимание рыбам рода осетровых (Acipenser). Пять из них - стерлядь, севрюгу, шипу, осетра и белугу - он тщательно анатомировал и описал. В его честь осетр русский был назван Acipenser sturio Gueldenstaedti. Большое значение для ихтиологии имели его наблюдения каспийской шемаи.
   Гюльденштедт составил свои наблюдения за местными птицами. В волжских степях, изобиловавших птицами, Гюльденштедт описал неизвестного науке жаворонка. Птиц ловили силками из конского волоса. В районе Терека зимовали утки, цапли, бекасы; в окрестностях Моздока в лесу обитали скворцы, пестрые дятлы, черные дрозды, разные дрофы, серые дятлы, крапивники, зяблики.
   В 1769 г. в академию было доставлено его описание «слепца» (Spalax microphthalmus, слепыш обыкновенный), оно было прочитано в академической Конференции, и директор Академии наук граф В.Г. Орлов предложил «доктора Гюльденштедта за его неизменно проявляемое рвение и достигнутые познания в натуральной истории произвести в адъюнкты академии».
   По ходу маршрута Гюльденштедт составлял географические карты и планы местности, исправив недостатки Атласа Российской империи 1745 . и уточнив существующие карты. Сделанные его группой карты и планы Кавказа, среди них карта течения Терека и его притоков, Грузии, послужили материалом для составления «Новой карты Кавказа».
  Ученый проводил бальнеологические исследования и изучил характеристики минеральных источников на западном берегу Терека и у устья р. Нарзан. Он испытал их лечебные свойства на 18 больных и по результатам своего эксперимента дал медицинские рекомендации по использованию источников, приложив к своему описанию карту района. Репутация искусного врача помогала ему в установлении контактов, ведь он никому не отказывал в помощи. Это позволило ему ближе познакомиться с бытом, языком, верованиями, обычаями, хозяйственным укладом кавказских народов, совсем недавно присоединившихся к России, о которых до сих пор имелись лишь поверхностные сведения. Сделанные им наблюдения и описания положили начало кавказоведению в России.
   Путевые дневники Гюльденштедта после его безвременной смерти были подготовлены к изданию академиком П.С. Палласом. В отличие от трудов других членов экспедиции, описание путешествия Гюльденштедта не было переведены на русский язык, но именно оно долгое время служило основным источником сведений о Кавказе.

Выставку подготовили Басаргина Е.Ю., Кирикова О.А., Шишкина К.Г.

Изображение

Аннотация

Инструкция для физической экспедиции С.Г.Гмелина и И.А.Гюльденштедта. Подлинник на нем. яз. Рукой писца. Не позднее 16 июня 1768 г.
Р. I. Оп. 100. Д. 1. Л. 3.
Инструкция для физической экспедиции С.Г.Гмелина и И.А.Гюльденштедта. Подлинник на нем. яз. Рукой писца. Не позднее 16 июня 1768 г.
Р. I. Оп. 100. Д. 1. Л. 3.
«План путевой назначенным в Астраханскую губернию экспедициям». Подлинник. Рукой писца. Не позднее 16 июня 1768 г.
Р. I. Оп. 100. Д. 1. Л. 76. 
«План путевой назначенным в Астраханскую губернию экспедициям». Подлинник. Рукой писца. Не позднее 16 июня 1768 г.
Р. I. Оп. 100. Д. 1. Л. 76.
«Designatio itineris quo profectus e Petropoli D. Doctor». Запись пути от Петербурга (до Порхова, с указанием расстояний). Подлинник на лат. яз. Почерк неустановленного лица. Фрагмент. 19 июня – 3 июля 1768 г. 
Р. I. Оп. 100. Д. 6. Л. 156.
«Designatio itineris quo profectus e Petropoli D. Doctor». Запись пути от Петербурга (до Порхова, с указанием расстояний). Подлинник на лат. яз. Почерк неустановленного лица. Фрагмент. 19 июня – 3 июля 1768 г.
Р. I. Оп. 100. Д. 6. Л. 156.
«План Астраханским соленым озерам с окололежащими пресными водами, сочиненной марта дня 1772 года». Акварель. Изображение в рамке 39,5х40 см. 
Р. I. Оп. 100. Д. 31/III.
«План Астраханским соленым озерам с окололежащими пресными водами, сочиненной марта дня 1772 года». Акварель. Изображение в рамке 39,5х40 см.
Р. I. Оп. 100. Д. 31/III.
Карта части Кубанской степи, лежащей между Азовским морем, реками Доном и Кубанью... 1772 г. Акварель. Изображение в рамке: 70х43,5 см. 
Р. I. Оп. 100. Д. 31/IV Л. 1.
Карта части Кубанской степи, лежащей между Азовским морем, реками Доном и Кубанью... 1772 г. Акварель. Изображение в рамке: 70х43,5 см.
Р. I. Оп. 100. Д. 31/IV Л. 1.
Карта местности между Каспийским и Аральским морем с показанием: «Следа где было прежде течение реки из Аральского в Каспийское море». Акварель. Изображение в рамке: 64х51 см.  
Р. I. Оп. 100. Д.   31/XV.
Карта местности между Каспийским и Аральским морем с показанием: «Следа где было прежде течение реки из Аральского в Каспийское море». Акварель. Изображение в рамке: 64х51 см.
Р. I. Оп. 100. Д. 31/XV.
Neue Carte des Caucasus groestentheils aus Gueldenstaedts nachgelassenen handschriftlichen Entwuerfen zusammengelezt (Новая карта Кавказа, составленная по большей части по рукописному наследию Гюльденштедта) // Güldenstädt J.A. Reisen durch Russland und im Caucasischen Gebürge / Auf Befehl der Russisch-Kayserlichen Akademie der Wissenschaften herausgegeben von P.S. Pallas. St. Petersburg: Russisch-Kayserlichen Akademie der Wissenschaften. 1787. Bd 1. Гравюра. 75х42 см. 
 Р. VI. Оп. 2. Д. 104. Л. 525.
Neue Carte des Caucasus groestentheils aus Gueldenstaedts nachgelassenen handschriftlichen Entwuerfen zusammengelezt (Новая карта Кавказа, составленная по большей части по рукописному наследию Гюльденштедта) // Güldenstädt J.A. Reisen durch Russland und im Caucasischen Gebürge / Auf Befehl der Russisch-Kayserlichen Akademie der Wissenschaften herausgegeben von P.S. Pallas. St. Petersburg: Russisch-Kayserlichen Akademie der Wissenschaften. 1787. Bd 1. Гравюра. 75х42 см.
Р. VI. Оп. 2. Д. 104. Л. 525.
Güldenstädt J.A. Reisen durch Russland und im Caucasischen Gebürge / Auf Befehl der Russisch-Kayserlichen Akademie der Wissenschaften herausgegeben von P.S.Pallas. St.-Petersburg: Russisch-Kayserlichen Akademie der Wissenschaften. 1787. Bd 1. Печ. издание. Титульный лист.
Р. VI. Оп. 2. Д. 104. Л. I.
Güldenstädt J.A. Reisen durch Russland und im Caucasischen Gebürge / Auf Befehl der Russisch-Kayserlichen Akademie der Wissenschaften herausgegeben von P.S.Pallas. St.-Petersburg: Russisch-Kayserlichen Akademie der Wissenschaften. 1787. Bd 1. Печ. издание. Титульный лист.
Р. VI. Оп. 2. Д. 104. Л. I.
Неустановленный художник. «Felis Catolynx». Камышовый кот. [1770]. Чернила, тушь, акварель. 18,4 х 21,7; 20,7 х 26,2.
Пометы: Tab. II. Approbatum [ ] vidi Dr. Tilesius
Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л. 20.
Неустановленный художник. «Felis Catolynx». Камышовый кот. [1770]. Чернила, тушь, акварель. 18,4 х 21,7; 20,7 х 26,2.
Пометы: Tab. II. Approbatum [ ] vidi Dr. Tilesius
Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л. 20.
Г. Белой. «Spalax microphthalmus». Слепыш обыкновенный. 1769 г. Акварель. 30х24 см. 
Подпись автора: «Рисовал Григорий Белой 1769». 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 65.
Г. Белой. «Spalax microphthalmus». Слепыш обыкновенный. 1769 г. Акварель. 30х24 см.
Подпись автора: «Рисовал Григорий Белой 1769».
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 65.
Г. Белой. «Spalax microphthalmus». Слепыш обыкновенный. 1770 г. Акварель. 30х24 см.
Авторская подпись: «Gezeichnet von Grigorius Beloi, 1770»
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 63.
Г. Белой. «Spalax microphthalmus». Слепыш обыкновенный. 1770 г. Акварель. 30х24 см.
Авторская подпись: «Gezeichnet von Grigorius Beloi, 1770»
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 63.
Г. Белой. «Mus suslica». Суслик крапчатый. 1770 г. Акварель. 29,8х24,2 см.
Подпись автора: «D[elinavit] Григорий Белой».
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 66.
Г. Белой. «Mus suslica». Суслик крапчатый. 1770 г. Акварель. 29,8х24,2 см.
Подпись автора: «D[elinavit] Григорий Белой».
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 66.
Неизвестный художник. «Sorex Caucasicus Gueldenstaedti». Бурозубка кавказская Гюльденштедта (названа Палласом: Pallas P.S. Zoographia Rosso-Asiatica. 1811. T. 1. P. 132) и Sorex Persicus Suaveolens. Белозубка малая. Чернила, тушь, акварель. 16,8 х 20,3. см. Б/д.
Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л. 37.
Неизвестный художник. «Sorex Caucasicus Gueldenstaedti». Бурозубка кавказская Гюльденштедта (названа Палласом: Pallas P.S. Zoographia Rosso-Asiatica. 1811. T. 1. P. 132) и Sorex Persicus Suaveolens. Белозубка малая. Чернила, тушь, акварель. 16,8 х 20,3. см. Б/д.
Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л. 37.
Г. Белой. «Felis Caracaloides». Шакал, или Золотой волк. 1771 г. Акварель. 28х24 см.
Подпись автора: «Рисовал Григорий Белой 1771». 
Помета: Quadruplo naturali minor (в четыре раза меньше натуральной величины). Vid.hist. quadr. et an. § 124 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 61.
Г. Белой. «Felis Caracaloides». Шакал, или Золотой волк. 1771 г. Акварель. 28х24 см.
Подпись автора: «Рисовал Григорий Белой 1771».
Помета: Quadruplo naturali minor (в четыре раза меньше натуральной величины). Vid.hist. quadr. et an. § 124
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 61.
И.А. Гюльденштедт. Список осетровых рыб. Из 11-ого отчета в Академию наук. Автограф на нем. яз. 20 декабря 1769 г. 
Ф. 3. Оп. 33. Д. 5. Л. 51 об.
И.А. Гюльденштедт. Список осетровых рыб. Из 11-ого отчета в Академию наук. Автограф на нем. яз. 20 декабря 1769 г.
Ф. 3. Оп. 33. Д. 5. Л. 51 об.
Г. Белой. «Acipenser Sturio». Осетр русский. Декабрь 1773 г. Акварель. 48х29 см.  
Авторская подпись: «С натуры рисовал Григорий Белой, 1773 года. Декабря дня». 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 194.
Г. Белой. «Acipenser Sturio». Осетр русский. Декабрь 1773 г. Акварель. 48х29 см.
Авторская подпись: «С натуры рисовал Григорий Белой, 1773 года. Декабря дня».
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 194.
Г. Белой. «Acipenser Sevruga». Севрюга. [1773]. Акварель. 48,2х28,5 см. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 193.
Г. Белой. «Acipenser Sevruga». Севрюга. [1773]. Акварель. 48,2х28,5 см.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 193.
Г. Белой. «Acipenser Huso». Белуга. Декабрь 1773 г. Акварель. 57,5х43 см.  
Авторская подпись: «С натуры рисовал Григорий Белой, 1773 года. Декабря дня». 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 247.
Г. Белой. «Acipenser Huso». Белуга. Декабрь 1773 г. Акварель. 57,5х43 см.
Авторская подпись: «С натуры рисовал Григорий Белой, 1773 года. Декабря дня».
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 247.
Г. Белой. «Cyprinus Chalcoides». Каспийская шемая. 1770 г. Серая акварель. 29,5х22.
Авторская подпись: «Gezeichnet von Grigorius Beloi, 1770»
Пометы: Vid. 107. 22-й.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 182.
Г. Белой. «Cyprinus Chalcoides». Каспийская шемая. 1770 г. Серая акварель. 29,5х22.
Авторская подпись: «Gezeichnet von Grigorius Beloi, 1770»
Пометы: Vid. 107. 22-й.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 182.
Г. Белой. «Anas Casarca». Огарь. 17 марта 1770 г. Акварель. Изображение в рамке 29,2х23,2 см. 
Авторская подпись: «Рисовал Григорий Белой марта 17 дня 1770 года». 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 158.
Г. Белой. «Anas Casarca». Огарь. 17 марта 1770 г. Акварель. Изображение в рамке 29,2х23,2 см.
Авторская подпись: «Рисовал Григорий Белой марта 17 дня 1770 года».
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 158.
Г. Белой. «Ardea rufesceus». Цапля желтая. 1770 г. Акварель. 24,5х29,5 см.
Авторская подпись: «Рисовал Григорий Белой 1770 году». 
Помета: magn. dimidia (в 1/2 величины). Vid. Hist. av. § 410
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 116.
Г. Белой. «Ardea rufesceus». Цапля желтая. 1770 г. Акварель. 24,5х29,5 см.
Авторская подпись: «Рисовал Григорий Белой 1770 году».
Помета: magn. dimidia (в 1/2 величины). Vid. Hist. av. § 410
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 116.
И.А.Гюльденштедт. «Plan derer an den Fluessen Terek und Sundscha gelegenen Baeder und Naphtha Brunnen». План минеральных вод, расположенных на берегах рек Терек и Сунджа, а также нефтяных источников. Акварель. Из 17-го отчета И.А. Гюльденштедта в Академию наук от 29 декабря 1771 г. Чернила, перо, акварель. Изображение в рамке 39х29 см.
Ф. 3. Оп. 33. Д. 5. Л. 82.
И.А.Гюльденштедт. «Plan derer an den Fluessen Terek und Sundscha gelegenen Baeder und Naphtha Brunnen». План минеральных вод, расположенных на берегах рек Терек и Сунджа, а также нефтяных источников. Акварель. Из 17-го отчета И.А. Гюльденштедта в Академию наук от 29 декабря 1771 г. Чернила, перо, акварель. Изображение в рамке 39х29 см.
Ф. 3. Оп. 33. Д. 5. Л. 82.
И.А. Гюльденштедт. «Catalogus aegrotantium quibus Teflisu consiliummedicum dedi». Список больных, которых я консультировал  в Тифлисе. Автограф на лат. яз.  1771–1772 гг.
Р. I. Оп. 100. Д. 21. Л. 90.
И.А. Гюльденштедт. «Catalogus aegrotantium quibus Teflisu consiliummedicum dedi». Список больных, которых я консультировал в Тифлисе. Автограф на лат. яз. 1771–1772 гг.
Р. I. Оп. 100. Д. 21. Л. 90.
Неустановленный художник. «Подмосковная баба». [1774]. 
Чернила, карандаш. 18 х 11,5.
Помета в правом верхнем углу: 4-й.
Помета в нижнем поле: Подмосковная баба 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 4.
Неустановленный художник. «Подмосковная баба». [1774].
Чернила, карандаш. 18 х 11,5.
Помета в правом верхнем углу: 4-й.
Помета в нижнем поле: Подмосковная баба
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 4.
Г. Белой. «Торжок». 1776. 
Акварель, чернила, карандаш. 21 х 12,7.  
Помета в правом верхнем углу: 7-й. 
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1776 году.
Помета в правом нижнем углу: Торжок
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 7.
Г. Белой. «Торжок». 1776.
Акварель, чернила, карандаш. 21 х 12,7.
Помета в правом верхнем углу: 7-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1776 году.
Помета в правом нижнем углу: Торжок
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 7.
Г. Белой. «Калужская баба».  1776. 
Акварель, чернила. 20,5 х13,8. 
Помета в правом верхнем углу: 47-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1776 году. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 36.
Г. Белой. «Калужская баба». 1776.
Акварель, чернила. 20,5 х13,8.
Помета в правом верхнем углу: 47-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1776 году.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 36.
Неустановленный художник. «Серпуховская баба». [1774]. 
Чернила, карандаш. 18 х 11,6.
Помета в правом верхнем углу: 44-й.
Помета в нижнем поле: Серпуховская баба. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 33
Неустановленный художник. «Серпуховская баба». [1774].
Чернила, карандаш. 18 х 11,6.
Помета в правом верхнем углу: 44-й.
Помета в нижнем поле: Серпуховская баба.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 33
Неустановленный художник. Малороссийская девушка. [1774]. 
Акварель, белила, чернила. 24,4 х 20,5.
Помета в правом верхнем поле: 70-й. 
Помета в нижнем поле: [Maloross].
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 49. 
Неустановленный художник. Малороссийская девушка. [1774].
Акварель, белила, чернила. 24,4 х 20,5.
Помета в правом верхнем поле: 70-й.
Помета в нижнем поле: [Maloross].
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 49.
Неустановленный художник. «Терской казак». [1770–1771]. 
Чернила, карандаш. 18,1 х 11,5. 
Помета в правом верхнем углу: 15-й.
Помета в нижнем поле: Терской казак. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 11.
Неустановленный художник. «Терской казак». [1770–1771].
Чернила, карандаш. 18,1 х 11,5.
Помета в правом верхнем углу: 15-й.
Помета в нижнем поле: Терской казак.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 11.
Неустановленный художник.  «Армянка, в публику идущая». [1770]. 
Чернила, карандаш. 17,7 х 11,4.
Помета в правом верхнем углу: 14-й. 
Помета в нижнем поле: Армянка в публику идущая.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 10.
Неустановленный художник. «Армянка, в публику идущая». [1770].
Чернила, карандаш. 17,7 х 11,4.
Помета в правом верхнем углу: 14-й.
Помета в нижнем поле: Армянка в публику идущая.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 10.
Неустановленный художник. «Армянка в домовом уборе». [1770]. 
Чернила, карандаш. 18,1 х 11,5/11,8. 
Помета в правом верхнем углу: 16-й.
Помета в правом поле: Armenierins 
Помета в нижнем поле: Армянка в домовом уборе.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 12.
Неустановленный художник. «Армянка в домовом уборе». [1770].
Чернила, карандаш. 18,1 х 11,5/11,8.
Помета в правом верхнем углу: 16-й.
Помета в правом поле: Armenierins
Помета в нижнем поле: Армянка в домовом уборе.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 12.
Неустановленный художник. «Нагай». [1770]. 
Чернила, карандаш. 16,3 х 10,2.
Помета в правом верхнем углу: 20-й.
Пометы в нижнем поле: [Стрели], арба. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 17.
Неустановленный художник. «Нагай». [1770].
Чернила, карандаш. 16,3 х 10,2.
Помета в правом верхнем углу: 20-й.
Пометы в нижнем поле: [Стрели], арба.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 17.
Неустановленный художник. «Калмык». [1770]. 
Чернила, карандаш. 16,5 х 10,5.
Помета в правом верхнем углу: 23-й.
Помета в нижнем поле: Калмык. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 20.
Неустановленный художник. «Калмык». [1770].
Чернила, карандаш. 16,5 х 10,5.
Помета в правом верхнем углу: 23-й.
Помета в нижнем поле: Калмык.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 20.
Г. Белой. «Аул терских татар». 1776. 
Акварель, чернила, карандаш. 21,1 х 28,3.
Помета в правом верхнем углу: 24-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1776 году. 
Помета в правом нижнем углу: Аул [терских] татар. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 21.
Г. Белой. «Аул терских татар». 1776.
Акварель, чернила, карандаш. 21,1 х 28,3.
Помета в правом верхнем углу: 24-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1776 году.
Помета в правом нижнем углу: Аул [терских] татар.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 21.
Г. Белой. «Черкес». 1775. 
Акварель, чернила, карандаш. 21,4 х 14.
Помета в правом верхнем углу: 13-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1775 году.
Помета в правом нижнем углу: Черкес. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 9.
Г. Белой. «Черкес». 1775.
Акварель, чернила, карандаш. 21,4 х 14.
Помета в правом верхнем углу: 13-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1775 году.
Помета в правом нижнем углу: Черкес.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 9.
Г. Белой. «Казак донской». 1776. 
Акварель, чернила, карандаш. 21,4 х 14. 
Помета в правом верхнем углу: 61-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1776 году.
Помета в нижнем поле: Казак донской. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 47.
Г. Белой. «Казак донской». 1776.
Акварель, чернила, карандаш. 21,4 х 14.
Помета в правом верхнем углу: 61-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1776 году.
Помета в нижнем поле: Казак донской.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 47.
Г. Белой. «Черкеска. Казачка». 1775. 
Акварель, чернила, карандаш. 20,2 х 23. 
Помета в верхнем поле: 62-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1775 году.
Помета в нижнем поле: Черкеска, казачка. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 48.
Г. Белой. «Черкеска. Казачка». 1775.
Акварель, чернила, карандаш. 20,2 х 23.
Помета в верхнем поле: 62-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1775 году.
Помета в нижнем поле: Черкеска, казачка.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 48.
Г. Белой. «Кабардинка». 1775. 
Акварель, чернила, карандаш. 21 х 24,4. 
Помета в правом верхнем углу: 25-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1775 году.
Помета в правом нижнем углу: Кабардинка. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 22.
Г. Белой. «Кабардинка». 1775.
Акварель, чернила, карандаш. 21 х 24,4.
Помета в правом верхнем углу: 25-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1775 году.
Помета в правом нижнем углу: Кабардинка.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 22.
Г. Белой. «Имеретинец». 1775. 
Акварель, чернила, карандаш. 24 х 16. 
Помета в правом верхнем углу: 28-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1775 году.
Помета в правом нижнем углу: Имеретинец.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 23.
Г. Белой. «Имеретинец». 1775.
Акварель, чернила, карандаш. 24 х 16.
Помета в правом верхнем углу: 28-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой 1775 году.
Помета в правом нижнем углу: Имеретинец.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 23.
Г. Белой. «Грузинец». [1775]. 
Акварель, чернила, карандаш. 23,1 х 16,8. 
Помета в правом верхнем углу: 29-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой.
Помета в правом нижнем углу: Грузинец. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 24.
Г. Белой. «Грузинец». [1775].
Акварель, чернила, карандаш. 23,1 х 16,8.
Помета в правом верхнем углу: 29-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой.
Помета в правом нижнем углу: Грузинец.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 24.
Г. Белой. «Грузинка». [1775]. 
Акварель, белила, чернила, карандаш. 22,1 х 22,5. 
Помета в правом верхнем углу: 12-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой.
Помета в правом нижнем углу: Грузинка. 
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 14.
Г. Белой. «Грузинка». [1775].
Акварель, белила, чернила, карандаш. 22,1 х 22,5.
Помета в правом верхнем углу: 12-й.
Помета в левом нижнем углу: Рисовал Григорий Белой.
Помета в правом нижнем углу: Грузинка.
Р. I. Оп. 100. Д. 32. Л. 14.
И.А.Гюльденштедт. Vocabularium linguae Georgiranae, cum vario eiusdem dialectu. Латинско-русский–грузинский словарь с диалектами. [1775]. Автограф И.А. Гюльденштедта. 
Р. I. Оп. 100. Д. 20. Л. 109.
И.А.Гюльденштедт. Vocabularium linguae Georgiranae, cum vario eiusdem dialectu. Латинско-русский–грузинский словарь с диалектами. [1775]. Автограф И.А. Гюльденштедта.
Р. I. Оп. 100. Д. 20. Л. 109.

К списку выставок