Версия для печати

Портреты министра народного просвещения кн. П.А.Ширинского-Шихматова в собрании СПбФ АРАН

Князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов (1790-1853) происходил из старинного княжеского рода татарского происхождения, образование получил в Морском кадетском корпусе и в 1813 г. отличился в сражениях русского флота под Данцигом. С ранних лет отличался набожностью, был ревнителем православия и преданным сыном церкви. Своей глубокой религиозностью он был обязан влиянию своего брата, известного впоследствии афонского иеромонаха Аникиты. Через него он познакомился с адмиралом А.С.Шишковым и пришелся по сердцу литературному староверу. Когда в 1824 г. Шишков был назначен министром народного просвещения, он сделал Шихматова «своим правым ухом и правой рукой». За короткое время П.А.Ширинский-Шихматов приобрел опыт в практической администрации и стал директором Департамента министерства. Положение П.А.Ширинского-Шихматова еще более укрепилось с приходом нового министра, друга его юности, С.С.Уварова, который нашел в нем способного исполнителя своих распоряжений и усиленно продвигал его по службе.
      Самое близкое участие П.А.Ширинский-Шихматов принимал в создании Отделения русского языка и словесности. Поэтому не было ничего удивительного в том, что С.С.Уваров, будучи одновременно министром народного просвещения и президентом Академии наук, назначил его не только академиком, но и председательствующим в отделении.
      В результате революционных потрясений в Европе 1848-1849 гг., причину которых российское правительство объясняло серьезными упущениями в воспитании юношества, С.С.Уваров был уволен с должности министра народного просвещения, и его место занял П.А.Ширинский-Шихматов. Это был редкий случай нарушения иерархии в истории министерства, подчинения начальника своему подчиненному. Назначение нового министра было встречено в обществе остротой: ну, теперь министерству просвещения дали не только шах, но и мат. Действительно, П.А.Ширинский-Шихматов заметно отличался от своего предшественника: он не блистал умом, образованием и знаниями, не обладал даром красноречия. По отзыву баварского посланника Отто фон Брея, новый министр «по своим способностям не отличался от заурядного директора канцелярии; его научное значение было ничтожно, образование чрезвычайно поверхностно, а взгляды - рутинера, долгое время занимавшего второстепенное положение». Зато он «был добр и по природе, справедлив, прост и добродушен». Среди бюрократов своего ранга он выделялся внимательным отношением к подчиненным.
       В основу образования П.А.Ширинский-Шихматов положил религиозное воспитание. В средней школе упор был сделан на преподавание Закона Божьего, который признавался единственно твердым основанием всякого полезного учения. Поначалу шутили, что Шихматов видел в лампадном свете «настоящее просвещение», но уже вскоре он заслужил нелестную характеристику «гасильника всякого света».
       В СПбФ АРАН хранятся два портрета П.А.Ширинского-Шихматова.

Изображение

Аннотация

Л. Шульц. Портрет кн. П.А.Ширинского-Шихматова. 
С.-Петербург, 1851.
Холст, масло. 98,5 х 77.
Поступил до 1923 г. 
Р. X. Оп. 1-Ш. Д. 74. 

Пометы:
Слева внизу: L.Schultz pinx St.Petersburg 1851
На свитке: Варшавская художественная школа 1851

Работа  Л. Шульца является копией портрета, написанного К.К. Каневским и хранившегося у потомков кн. П.А.Ширинского-Шихматова, в частном собрании М.А.Подгоричани-Петровича; в 1930-е гг. он поступил  в Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля. 
Произведение К.К. Каневского — суховатый репрезентативный портрет, сохраняющий индивидуальный характерные черты модели. На копии Л. Шульца представлен идеализированный добропорядочный, сервильный чиновник средней руки. Художник немного развернул к зрителю звезды, чтобы их лучше было видно, а с лица модели стер индивидуальные выразительные черты, выражение лица стало благостным, почти елейным. Л. Шульц. Портрет кн. П.А.Ширинского-Шихматова.
С.-Петербург, 1851.
Холст, масло. 98,5 х 77.
Поступил до 1923 г.
Р. X. Оп. 1-Ш. Д. 74.

Пометы:
Слева внизу: L.Schultz pinx St.Petersburg 1851
На свитке: Варшавская художественная школа 1851

Работа Л. Шульца является копией портрета, написанного К.К. Каневским и хранившегося у потомков кн. П.А.Ширинского-Шихматова, в частном собрании М.А.Подгоричани-Петровича; в 1930-е гг. он поступил в Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля.
Произведение К.К. Каневского — суховатый репрезентативный портрет, сохраняющий индивидуальный характерные черты модели. На копии Л. Шульца представлен идеализированный добропорядочный, сервильный чиновник средней руки. Художник немного развернул к зрителю звезды, чтобы их лучше было видно, а с лица модели стер индивидуальные выразительные черты, выражение лица стало благостным, почти елейным.
Неизвестный художник. 
Портрет П.А.Ширинского-Шихматова.
Не ранее августа 1852 г. – не позднее 5 мая 1853 г. 
Холст, масло. 77 х 62
СПбФ АРАН. Р. X. Оп. 1-Ш. Д. 66. 

На нас смотрит важный, начальственного вида чиновник в синем мундире Министерства  народного просвещения, умудренный опытом бюрократ, постигший все тонкости государственной мудрости, полновластный хозяин в своей епархии. Легкая усталость во взгляде смягчают холодную официальность портрета. Звезды на груди указывают на его высокий статус: на шее знак ордена Белого орла (награжден в 1843), слева на груди звезда ордена Св.Владимира 2-й степени (1841), звезда ордена Св. Александра Невского (1846) и знак отличия беспорочной службы за 40 лет нахождения в классных чинах (1852).
В 1862 г. портрет был передан в Имп. АН из Министерства народного просвещения. В мае 1935 г. поступил в Архив АН СССР из Хоз. Отд. АН в золоченой раме. Неизвестный художник.
Портрет П.А.Ширинского-Шихматова.
Не ранее августа 1852 г. – не позднее 5 мая 1853 г.
Холст, масло. 77 х 62
СПбФ АРАН. Р. X. Оп. 1-Ш. Д. 66.

На нас смотрит важный, начальственного вида чиновник в синем мундире Министерства народного просвещения, умудренный опытом бюрократ, постигший все тонкости государственной мудрости, полновластный хозяин в своей епархии. Легкая усталость во взгляде смягчают холодную официальность портрета. Звезды на груди указывают на его высокий статус: на шее знак ордена Белого орла (награжден в 1843), слева на груди звезда ордена Св.Владимира 2-й степени (1841), звезда ордена Св. Александра Невского (1846) и знак отличия беспорочной службы за 40 лет нахождения в классных чинах (1852).
В 1862 г. портрет был передан в Имп. АН из Министерства народного просвещения. В мае 1935 г. поступил в Архив АН СССР из Хоз. Отд. АН в золоченой раме.

К списку выставок