Из истории академических юбилеев: памятная медаль 1826 г.
Состоявшееся в начале царствования Николая I празднование столетнего юбилея Академии наук открыло новую эпоху в ее истории. Президент Академии наук С.С.Уваров продумал программу столетнего торжества до мельчайших подробностей и лично составил порядок церемонии. Залогом успеха академического праздника 1826 г. стало присутствие на нем императора с семьей. Устроители торжества проявили большой политический такт при выборе языка выступлений. Уваров произнес приветственную речь на русском языке, а Исторический обзор успехов академии за первое столетие ее деятельности непременный секретарь П. Н. Фус прочитал по-французски. По окончании чтений была объявлена программа конкурсных задач и оглашен список вновь избранных почетных членов и членов-корреспондентов, русских и иностранных, всего 50 человек. Список начинался именами императора и членов царской фамилии. Уваров умело использовал академический юбилей для апелляции к власти, во всем блеске представил вверенное его заботам учреждение и добился повышения авторитета Академии наук в российском обществе; одновременно он обратил на себя внимание Николая I и обеспечил себе блестящую карьеру.
Кульминацией праздника стало подношение именитым гостям юбилейной медали. Для выполнения этого заказа Академия наук пригласила одного из лучших медальеров Монетного двора и горячего поклонника античного искусства гр. Ф.П.Толстого. Толстой сделал эскиз медали и представил его на суд академиков 13 сентября 1826 г. На аверсе был помещен портрет Николая I, на реверсе Толстой создал сложную композицию. В центральном маленьком круге он поместил аллегорическое изображение Академии наук, представив ее в образе полуобнаженной сидящей женщины, с покрывалом на коленях, в левой руке она держала жезл, а правой опиралась на алтарь. У ее ног расположились атрибуты науки: книги, телескоп и глобус. Большой круг художник заполнил портретами российских императоров и императриц.
Предложенный Толстым проект медали академики восприняли неоднозначно. Дебелая, пышущая здоровьем, фривольно одетая дама, олицетворяющая академию, показалась им слишком смелым образом, не соответствующим достоинству старейшего научного учреждения в России. Гораздо более подобающей и уместной, по их мнению, была фигура Афины-Паллады. Академики отказались от маленьких портретов из опасения, что гравировка мелких деталей обойдется слишком дорого. Толстой выполнил четыре новых эскиза реверса медали: Афина представлена на них анфас и в профиль, в полном одеянии и во всеоружии. Существенные поправки в проект внес академик Е.Е. Кёлер.
В окончательном варианте медали на аверсе был изображен император Николай I в профиль, на реверсе Афина восседала на троне, навершия которого украшали фигурки богини победы Ники. Афина осеняла лавровым венком герму с изображениями Петра I и Александра I.
Запечатлев память об академическом юбилее, медаль прославила российских самодержцев и с помощью аллегорий указала на давние глубокие связи Академии наук и императорского дома. Медаль соединила воедино имена трех монархов: Петра I - основателя Академии наук, Александра I - охранителя ее прочного существования в конце первого столетия и Николая I - надежды нового столетия. Медаль представила всему ученому миру нового императора Николая I как просвещенного государя и покровителя науки, готового принять под свою опеку высшее научное учреждение страны.
Выставку подготовили Е.Ю.Басаргина, К.Г.Шишкина
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-03-00212а «Стратегия развития Императорской Санкт-Петербургской Академии наук в первой половине XIX века).
К списку выставок