Версия для печати

Страницы истории здания Кунсткамеры (по документам СПФ АРАН)

В 1718 г. на берегу Невы на Васильевском острове состоялась закладка специального здания, известного в Петербурге как Кунсткамера. Здание должно было вместить музей редкостей (коллекции раритетов анатомического и естественно-исторического характера, принадлежавшие Петру I) и научную библиотеку.

По замыслу его архитектора Г. Маттарнови два симметричных корпуса объединяла центральная башня, предназначенная для анатомического театра и Готторпского глобуса - громадной модели Земного шара (более 3 м в диаметре), подаренной Голштинским герцогом русскому царю. Строительство было завершено в 1735 г., но с 1726 г. в уже готовые помещения стали перевозить экспонаты и книги, а торжественное открытие Музея и Библиотеки для посетителей состоялось 25 ноября 1728 г.

Коллекции Музея, занимавшего западное крыло здания, быстро разрастались. Новые экспонаты привозились из экспедиций, приобретались за рубежом, поступали от частных дарителей. Структурно Музей составляли отделы и кабинеты, в которых были систематизированы самые разные экспонаты: гербарии, анатомические препараты, чучела животных, коллекции насекомых, минералогические коллекции; была представлена антропология и палеонтология; историко-бытовые предметы разных народов. В Физическом кабинете - одном из отделов Музея - были выставлены разные астрономические инструменты, а в центре зала находился Готторпский глобус.

Вместе с тем Кунсткамера была не только музеем, но и действующим научным учреждением: под руководством академиков велись работы по описанию и изучению живой и неживой природы, анатомии и физиологии человека и животных, этнографии народов мира, в башне производились астрономические обсервации, которые способствовали более точному вычерчиванию геодезических карт и определению географических координат.

5 декабря 1747 г. в здании случился пожар, в результате которого серьезно пострадали коллекции и само здание. На время ремонтно-строительных работ книги и музейные экспонаты были перевезены в приспособленный для этого каменный дом дворян Демидовых, находившийся неподалеку на Стрелке Васильевского острова. Восстановление здания Кунсткамеры шло медленно и завершилось лишь в конце 1766 г. Центральная башня же так и осталась без верхнего яруса.

Разраставшийся Музей все острее ощущал недостаток помещений. В 1830-е гг. в Музейный флигель главного здания Академии наук были переведены зоологическая, палеонтологическая, нумизматическая экспозиции, давшие впоследствии начало самостоятельным учреждениям. В 1880-х гг. по соседству с Кунсткамерой в Таможенном переулке было построено новое здание - двухэтажный флигель. Музею удалось получить его в свое распоряжение, а в 1909 г. надстроить еще один этаж.

Наконец в первой половине 1920-х гг. Библиотека Академии наук переехала в построенное специально для нее помещение, и Музей - с 1878 г. он назывался Музеем этнографии и антропологии, а в 1903 г. получил имя Петра Великого - стал единоличным хозяином Кунсткамеры.

Здание было отреставрировано, соединено проходами с флигелем и в новом, объединенном, помещении развернуты экспозиции, демонстрировавшие богатые коллекции, собранные за 200 лет.

После окончания Великой Отечественной войны здание, пострадавшее от обстрелов, отремонтировали и по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля третий этаж башни в 1947-1948 гг. был реконструирован и увенчан позолоченной армиллярной сферой.

Сегодня здание Кунсткамеры является одним из символов Российской Академии наук, узнаваемым во всем мире.

Выставку подготовила Е. Н. Груздева
Выставка подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 12-03-00290а

 

 Подробнее см. статьи:

Груздева Е. Н. От царской «кунст-каморы» до современной Кунсткамеры (по документам СПФ АРАН)

Груздева Е. Н. Анатомический театр Академии наук (по документам СПФ АРАН)

Груздева Е. Н. Обсерватория в центре столицы (по документам СПФ АРАН)

Груздева Е. Н., Щедрова И. М. Путешествия Большого Готторпского глобуса (по документам СПФ АРАН)

Изображение

Аннотация

Чертеж, разрез и план здания Кунсткамеры 
Автор — арх. Г. Маттарнови. 1710–1720-е гг.
Копия
Бумага. Акварель. Тушь
29×45 см
[Сер. 1740-х годов].
СПФ АРАН. P. IX. Оп. 2. Д. 8. Л. 7
Чертеж, разрез и план здания Кунсткамеры
Автор — арх. Г. Маттарнови. 1710–1720-е гг.
Копия
Бумага. Акварель. Тушь
29×45 см
[Сер. 1740-х годов].
СПФ АРАН. P. IX. Оп. 2. Д. 8. Л. 7
Фасад Императорской Библиотеки и Кунсткамеры.
Гравюра Г. Качалова [около 1740 г.] 
27×21 см
СПФ АРАН. Р. VI. Оп. 1. Д. 629/П-21. Л. 22

Музей занимал левое крыло здания
Фасад Императорской Библиотеки и Кунсткамеры.
Гравюра Г. Качалова [около 1740 г.]
27×21 см
СПФ АРАН. Р. VI. Оп. 1. Д. 629/П-21. Л. 22

Музей занимал левое крыло здания
Поэтажные планы и залы Музея. 1740-е гг. 
Гравюра А. Полякова [около 1740 г.]
Фрагмент.
СПФ АРАН. Р. ХII. Оп. 2. Д. 27. Л. 12 
Поэтажные планы и залы Музея. 1740-е гг.
Гравюра А. Полякова [около 1740 г.]
Фрагмент.
СПФ АРАН. Р. ХII. Оп. 2. Д. 27. Л. 12
Профиль второй залы с куриозными вещьми в первом апартаменте.
Гравюра Г. Качалова по рисунку И. Я. Шумахера (фрагмент)
[около 1740 г.]
СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 27. Л. 23

А — «шкафы с анатомическими вещьми господина Руиша», 
В — «шкафы, в которых хранятся всякие рыбы, ящерицы и инсекты»
Профиль второй залы с куриозными вещьми в первом апартаменте.
Гравюра Г. Качалова по рисунку И. Я. Шумахера (фрагмент)
[около 1740 г.]
СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 27. Л. 23

А — «шкафы с анатомическими вещьми господина Руиша»,
В — «шкафы, в которых хранятся всякие рыбы, ящерицы и инсекты»
Профиль Кунсткамеры на полдень.
Гравюра неустановленного мастера по рисунку И. Я. Шумахера (фрагмент).
[около 1740 г.]
СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 27. Л. 26
Профиль Кунсткамеры на полдень.
Гравюра неустановленного мастера по рисунку И. Я. Шумахера (фрагмент).
[около 1740 г.]
СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 27. Л. 26
Чертеж башни академической обсерватории — проект астронома Ж.-Н. Делиля. 
Бумага. Карандаш
19×31 см
1726 г. 
СПФ АРАН. Р. I. Оп. 35. Д. 16. Л. 16. 

В 1724 г. после основания Академии наук Петр I распорядился передать ей строящееся здание Кунсткамеры. Было решено изменить архитектурный проект и выстроить башню для астрономических наблюдений 
Чертеж башни академической обсерватории — проект астронома Ж.-Н. Делиля.
Бумага. Карандаш
19×31 см
1726 г.
СПФ АРАН. Р. I. Оп. 35. Д. 16. Л. 16.

В 1724 г. после основания Академии наук Петр I распорядился передать ей строящееся здание Кунсткамеры. Было решено изменить архитектурный проект и выстроить башню для астрономических наблюдений
Профиль башни здания Кунсткамеры. 
Гравюра Ф. Г. Маттарнови по рисунку И. Я. Шумахера (фрагмент)
[около 1740 г.]
СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 27. Л. 18

В первом этаже башни размещался анатомический театр, во втором — Готторпский глобус, три верхних яруса занимала обсерватория. Купол венчала армиллярная сфера — старинный астрономический инструмент
Профиль башни здания Кунсткамеры.
Гравюра Ф. Г. Маттарнови по рисунку И. Я. Шумахера (фрагмент)
[около 1740 г.]
СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 27. Л. 18

В первом этаже башни размещался анатомический театр, во втором — Готторпский глобус, три верхних яруса занимала обсерватория. Купол венчала армиллярная сфера — старинный астрономический инструмент
Г. Гзель
Рисунок внутренностей льва к работе И. Г. Дювернуа «De leone 1728 apud Academiam dissecto nonnullas observations».
Бумага на ткани. Акварель. Тушь.
27×41,5 см
1728 г.
СПФ АРАН. Р. I. Оп. 4. Д. 14. Л. 4
Г. Гзель
Рисунок внутренностей льва к работе И. Г. Дювернуа «De leone 1728 apud Academiam dissecto nonnullas observations».
Бумага на ткани. Акварель. Тушь.
27×41,5 см
1728 г.
СПФ АРАН. Р. I. Оп. 4. Д. 14. Л. 4
Расписная тарелка с изображением здания Кунсткамеры, фрагмента дворца Прасковьи Фёдоровны и Петропавловской крепости.
Фарфор. Позолота. Подглазурная роспись.
I пол. XIX в.
СПФ АРАН. Р. XIV. Оп. 1. Д. 12. Л. 1.

После пожара 1747 г. верхний ярус башни остался не восстановлен. В таком виде здание Кунсткамеры простояло ровно 200 лет
Расписная тарелка с изображением здания Кунсткамеры, фрагмента дворца Прасковьи Фёдоровны и Петропавловской крепости.
Фарфор. Позолота. Подглазурная роспись.
I пол. XIX в.
СПФ АРАН. Р. XIV. Оп. 1. Д. 12. Л. 1.

После пожара 1747 г. верхний ярус башни остался не восстановлен. В таком виде здание Кунсткамеры простояло ровно 200 лет
И.Я. Шумахер. 
План и фасад нового каменного павильона для размещения отреставрированного Готторпского глобуса. 
Бумага. Тушь. Чернила. 
65×33 см
1750
СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 749. Л. 2

Готторпский глобус почти полностью был уничтожен пожаром 1747 г., но по приказу императрицы в 1748–1750 гг. был восстановлен в прежнем виде.
Для него рядом с Кунсткамерой в 1753 г. выстроили специальный каменный павильон, открытый для посещения публики
И.Я. Шумахер.
План и фасад нового каменного павильона для размещения отреставрированного Готторпского глобуса.
Бумага. Тушь. Чернила.
65×33 см
1750
СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 749. Л. 2

Готторпский глобус почти полностью был уничтожен пожаром 1747 г., но по приказу императрицы в 1748–1750 гг. был восстановлен в прежнем виде.
Для него рядом с Кунсткамерой в 1753 г. выстроили специальный каменный павильон, открытый для посещения публики
Вид на Коллежский (Академический) луг и павильон с Готторпским глобусом. 
Фрагмент панорамы А. Тозелли «Вид Петербурга в начале XIX в., открывающийся с вышки Кунсткамеры» (1818–1820 гг.).
Фото с оригинала, находящегося в ГЭ.
ХХ в.
СПФ АРАН. Р. IX. Оп. 5. Д. 27а. Л. 8–9
Вид на Коллежский (Академический) луг и павильон с Готторпским глобусом.
Фрагмент панорамы А. Тозелли «Вид Петербурга в начале XIX в., открывающийся с вышки Кунсткамеры» (1818–1820 гг.).
Фото с оригинала, находящегося в ГЭ.
ХХ в.
СПФ АРАН. Р. IX. Оп. 5. Д. 27а. Л. 8–9
План дворового участка Библиотеки АН (здания Кунсткамеры). 1880-е гг.
Бумага, тушь, акварель. 
СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 22. Д. 14. Л. 6 (фрагмент)

На плане неверно указано название переулков: вместо «Биржевой переулок» должно быть «Таможенный переулок»
План дворового участка Библиотеки АН (здания Кунсткамеры). 1880-е гг.
Бумага, тушь, акварель.
СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 22. Д. 14. Л. 6 (фрагмент)

На плане неверно указано название переулков: вместо «Биржевой переулок» должно быть «Таможенный переулок»
Лицевой фасад нового здания (флигеля) в Таможенном переулке. 
Бумага, тушь. 1880-е гг.
60×32,5 см
СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 22. Д. 15. Л. 3 

Справа внизу подпись: «Архитектор Р. Р. Марфельд. 28.XI.1887»
Лицевой фасад нового здания (флигеля) в Таможенном переулке.
Бумага, тушь. 1880-е гг.
60×32,5 см
СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 22. Д. 15. Л. 3

Справа внизу подпись: «Архитектор Р. Р. Марфельд. 28.XI.1887»
Разрез по лестнице нового здания в Таможенном переулке.
Бумага, тушь, акварель, карандаш [1900-е гг.]
40×33 см
СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 22. Д. 15. Л. 4

Над двумя этажами, построенными в первой пол. 1880-х гг., карандашом дорисован проект (?) третьего этажа, надстроенного в 1900-е гг. архитектором А. В. Друкером
Разрез по лестнице нового здания в Таможенном переулке.
Бумага, тушь, акварель, карандаш [1900-е гг.]
40×33 см
СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 22. Д. 15. Л. 4

Над двумя этажами, построенными в первой пол. 1880-х гг., карандашом дорисован проект (?) третьего этажа, надстроенного в 1900-е гг. архитектором А. В. Друкером
Чертежи к проекту соединения зданий Кунсткамеры и музейного флигеля.
Синька (фрагмент)
1924 г.
СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 22. Д. 17. Л. 7
Чертежи к проекту соединения зданий Кунсткамеры и музейного флигеля.
Синька (фрагмент)
1924 г.
СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 22. Д. 17. Л. 7
Здание Музея антропологии и этнографии в Таможенном переулке
Фото. 1925 г.
22,5×17 см
СПФ АРАН. Ф. 12. Оп. 4. Д. 9. Л. 4
Здание Музея антропологии и этнографии в Таможенном переулке
Фото. 1925 г.
22,5×17 см
СПФ АРАН. Ф. 12. Оп. 4. Д. 9. Л. 4
План 1-го этажа Музея этнографии и антропологии в объединенном помещении здания Кунсткамеры и музейного флигеля в Таможенном переулке
Бумага, тушь.
52×31,5 см
Сер. 1920-х гг.
СПФ АРАН. Ф. 18. Оп. 3. Д. 5749. Л. 1
План 1-го этажа Музея этнографии и антропологии в объединенном помещении здания Кунсткамеры и музейного флигеля в Таможенном переулке
Бумага, тушь.
52×31,5 см
Сер. 1920-х гг.
СПФ АРАН. Ф. 18. Оп. 3. Д. 5749. Л. 1
Реконструкция сгоревшего в 1747 г. верхнего яруса башни Кунсткамеры
по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля
Фото. 1948 г.

С сайта http://www.kunstkamera.ru/
Реконструкция сгоревшего в 1747 г. верхнего яруса башни Кунсткамеры
по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля
Фото. 1948 г.

С сайта http://www.kunstkamera.ru/
Установка золоченой армиллярной сферы на башне Кунсткамеры.
Фото. 15.10.1948 г.

С сайта http://www.kunstkamera.ru/
Установка золоченой армиллярной сферы на башне Кунсткамеры.
Фото. 15.10.1948 г.

С сайта http://www.kunstkamera.ru/

К списку выставок